Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Я понимаю, что опоздала лет на 10, но высказаться-то хочется!
Начну с главного: мюзикл этот я люблю безумно, слушала и смотрела не один раз и знаю практически наизусть (благо память на тексты у меня практически идеальная). Очень душевно, очень романтично, прекрасная музыка, отличные голоса в большинстве случаев... Так, стоп, это не по теме.
Хвалили это произведение уже много-много раз, а мне вот хочется поругать. Потому что горячая любовь, увы, не мешает мне видеть недостатки.
Самое главное, что поставило меня в ступор изначально: о чем произведение? В чем суть? Название говорит, что о Финроде. Прекрасно, значит, от этого героя и надо танцевать. Чем у нас знаменит Финрод в каноне (а в отрыве от канона «Финрод-зонг» существовать никак не может)? В первую очередь — верностью. Самопожертвованием. Тут эта линия есть, конечно, хоть и смазанная. Но ведь главная идея мюзикла — это всепобеждающая любовь, которую олицетворяет отнюдь не главный герой! Последняя ария Галадриэль прекрасна, но она очень четко расставляет акценты: «Мы были только предисловием к нему». Идея красивая и интересная, я за любовь — но в таком случае главной становится линия Берен-Лутиэн, как и в каноне. Финрода автор пытается вытащить на передний план за счет линии с Амариэ, но это, хоть и добавляет красот, цели не помогает. Дилемма остается — если суть этой пьесы все же в Финроде, то почему он — предисловие? Нестыковка.

Небольшие, но царапающие неприятности.
Во-первых, Берен приходит к Финроду и сразу же просит отряд. Как будто не понимает, что отрядом штурмовать Ангбанд безумие. И чуть дальше, когда Финрод колеблется, возвращает кольцо — только что в лицо не бросает... Как-то некрасиво. Не по-береновски.
И полный аут — это дуэт Лутиэн и Саурона. За фразу Лутиэн «Пусть рухнут в бездну Тьма и Свет - Любовь — единственный обет!» хочется... В общем, хочется перейти на сторону Тьмы. Или очень сильно обидеться на автора. Ау, дорогая госпожа Бочарова! Разве ж можно так про Свет, тем более — устами наиболее чистой героини! Разве такое ей могло в голову прийти!

И по тексту очень много замечаний. «Косяков», кривых фраз больше, чем хотелось бы. Скажу сразу, ориентировалась я на текст, который выложен на официальном сайте Лоры Бочаровой, но не трогала сцены, которых нет в официальной постановке.
Пойдем подряд
Очень много где косяки с размером. Это скрадывается при пении, но все-таки оставляет осадок. Особенно грешит Тингол и Финрод в "Истине".

И несколько кривых рифм
К спорам всегда готова!

@темы: критика

Комментарии
21.05.2012 в 08:09

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
naurtinniell, показать разум проще, это понятно. Но меня больше интересует - сможет ли человек "закрыться" от эльфа, так, чтобы его мысли были недоступны. В ПТСР Берена "блокирует" Финрод, но так то ж ПТСР))
21.05.2012 в 08:11

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
nolofinve, еще раз: человек хоть от Моргота закрыться может, если не хочет говорить. Но Берену-то скрывать нечего, так что мог открыться. Поэтому ему и поверили.
21.05.2012 в 08:14

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
naurtinniell, пошел читать "Осанвэ-кенту"))
21.05.2012 в 08:17

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
nolofinve, очень полезно))) Я почерпнула много нового)
22.05.2012 в 21:54

недобрый христианин
nolofinve, В тексте от лица повествователя) Очередная профессорская нестыковка, каковых много. Впрочем, Берен у Профессора вообще эпичен) Ну что делать, такой он был, профессор, завирался и логика у него всю дорогу хромала)))))) Вот его читатели, проникшиеся _им_ созданным миром, гораздо более более продвинуты и сразу подмечают, где он накосячил))))))) Тем более что эпос - это вообще сказки без логики, поэтому и эпичность Берена - нелогична с т.з. зддравого смвысла, и победы ваниар... В принципе, как и раны, нанесенные эльфом Вале, и вдруг ушедший под воду континент, и камни, жегшие руки их единственных частных собственников (с т.з. логичного закона об авторском праве) из-за какого-то эпического благословения...)))))))))))) Что делать, эпос такой эпос...
*вроде, этим многих и зацепил, не? Со всеми своими "логическими нестыковками")))))))))
22.05.2012 в 21:55

недобрый христианин
Ломка аванирэ - это воистину практически невозможная штука. Ни с кем. То, что кто-то кому-то аванирэ сломал:) - это к фанфикшену, типа ПТСР или ВИ...
22.05.2012 в 22:12

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Тао2, А никто ж Профессора и не обижает, он наше все :D И Берен эпичен, и 500 лет биться о стены Ангбанда чистое нолдорское безумие. Просто одни видят эпос в истории одной любви, а другие - в истории одного народа))
А в ПТСР такого нет - хотя Сау и пробовал) Меня больше интересовал принцип действия осанвэ у аданов. Потому ушел читать первоисточник))
22.05.2012 в 22:20

недобрый христианин
nolofinve, так эпос дело доброе и интересное, главное, видя эпос в одномй сюжетной линии, не пытаться вдруг поверять логикой другие сюжетные линии ровно того же эпоса;))))))))
В ПТСР - только про "блок" финродовой работы вроде... Ну и сломанное той самой клятвой аванирэ у "темных")))))) А вот в ВИ Саурон таки ломает аванирэ Хэлкару (он же будущий Аргор-Ангмарец), правда, с огромным трудом и вообще оно там как-то... странненько. Так что лучше уж к канону припасть:))))))
22.05.2012 в 22:28

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Тао2, Эпос безнадежных битв вполне логичен - с точки зрения эпоса. Беда в том, что в эпосы не часто вставляют сказание о большой и чистой любви, которой по большому счету на все наплевать кроме себя самой. Вот я и говорю - по отдельности все прекрасно: и картина, и рама. Только картина в раме создает странный диссонанс.
22.05.2012 в 22:35

недобрый христианин
И не только безнадежных))))) Да и любовь, на все в той или иной степени кладущая, тоже вполне эпична) Т.е. в эпосе бывает. А уж в мифах...)))))))
Так что тут все как раз гаромонично, а что порой странным то или иное кому-то кажется - так порой тем и завораживает)))))) *картины в рамах как живописец-профи сам не люблю, но тут дело другое:))))))
22.05.2012 в 22:42

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Тао2, Мне вот картина без рамы, где Берен эльф-нолдоли, очень даже ничего))
22.05.2012 в 22:57

недобрый христианин
nolofinve, о, ну так та "Лэйтиан" замечательная, трогательная, одни котички чего стоят))))) По мне хоть нолдоли, хоть синда, сам прикол хорош)
*а что считаем рамой?:)
22.05.2012 в 23:08

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Тао2, Дагор Браголлах) И законы военного времени, по которым так бесцеремонно потоптался эпический герой))
22.05.2012 в 23:27

недобрый христианин
nolofinve, А что с ДБ?:)))) А насчет законов военного времени... некоторые вещи действительно одинаковы в разных мирах, но прямые анологии порой вредят восприятию) А как он так уж по ним потоптался?)
22.05.2012 в 23:32

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Тао2, М-м, ну хотя бы так... Идет война. Есть король и полководец. Его вообще-то беречь надо. Что батька Барахир по уму и делал в бою. А сын приходит с его кольцом к полководцу, который после поражения еще не очухался, и создает ситуацию, в которой королю либо нужно убиться со всем Нарготрондом, либо убиться самому, либо - в результате небывалого везения - добыть Сильмарилл и убиться уже в междуусобице. Вот такая она рамка получается.
22.05.2012 в 23:38

недобрый христианин
nolofinve, а-а... ну там вроде время-то прошло. Да и не факт, что Берен прям-таки требовал, чтобы Финрод вот так убивался. Он пришел просить о помощи - а к кому еще? Может, думал чисто советом помогут, или тропы покажут, или магией эльфийской поддержат:)))))*т.е. из текста не вытекает напрямую, чтобы Берен потребовал именно такого личного участия Финрода. А что уж Финрод решил - так то Финрода дело.
22.05.2012 в 23:53

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Тао2,Не так уж и много времени прошло - года четыре.
Ну тут уже разговор на имхи переходит - если думал только о совете, то почему же не отказался от такой компании. А Финрод сам ничего решать не мог - обеты хитрая вещь, они требуют выкладываться по полной. Помочь он Берену не мог ничем, кроме как пойти и разделить опасность. Вот и пошел. Но Берен мог вполне освободить короля от обета. И дождаться Нирнаэт - семь лет между ней и Браголлах. А тогда бы уже и попробовать добыть камешки (тут еще вопрос, конечно, с Феанорингами надо разобраться). А тут - все и сразу. В общем - война женитьбе плохой советчик))
23.05.2012 в 00:04

недобрый христианин
nolofinve, хм... Трудно сказать. Я ж не стремлюсь Берена любыми путями выгораживать, как некоторые - КиК))))) Ну и да, насчет Нирнаэт и возможной(!) победы, да потом еще и раобраться с ПД (представляю, как Берен таки добывает камень, а К и К его пристреливают в спину во вратах Ангаманди - что канонично....)... Но да, как в Лостах была сказка с эпиком, так и в Сильме эпик со сказкой. А в этих жанрах все неоднозначно. Эпические герои вообще что только ни откалывали и чем только не брезговали...
*просто как всегда: когда одних героев эпоса во всем оправдывают, а других во всем винят, получается когнитивный диссонанс...
23.05.2012 в 00:09

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Тао2, "Пристреливают во вратах Ангаманди" - а что, вполне)))
Но при таком раскладе событий (естественно, оставшись в живых и сбежав от КК и остальной Семерки) Берен был бы чист аки агнец. И эпично и сказочно))
23.05.2012 в 00:34

недобрый христианин
nolofinve, ключевой момент: "в спину")))))))
А вот не знаю... Может, и чист в чем-то, а может тогда бы вообще оно по-другому вышло. Интересная АУ могла бы выйти)))
23.05.2012 в 00:38

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Тао2, Надо подумать)))
23.05.2012 в 00:47

недобрый христианин
nolofinve, вэлкам)))))
23.05.2012 в 09:59

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
nolofinve, Не так уж и много времени прошло - года четыре.
Не четыре, а десять. Браголлах - 455, Поход - 465.

Ну тут уже разговор на имхи переходит - если думал только о совете, то почему же не отказался от такой компании.
Я уже говорила и повторяю - Берен рассчитывал ну максимум на нормальное оружие, карты местности и информацию. А уж после душевного разговора с благородным эльфийским королем Тинголом - вообще вряд ли рассчитывал на что-то. Финрода он ведь лично навряд ли знал.
А потом Совет, где все развивается весьма стремительно и у Берена нет возможности повлиять на события, все оборачивается страшно - город отрекается от короля. И уж потом Финрод не может пойти на попятный, и предложить ему освобождение от Клятвы - оскорбить.

И да, на тот момент Нирнаэт и не пахнет, все в депрессии и отчаянии (Маэдрос воспрял духом после возвращения Камня). Сил нет, ядра такого, каким был Финголфин - нет. Укрепрайоны потеряны, позиция не в пользу нолдор. Надежды на победу в обозримые десятилетия нет.
23.05.2012 в 10:20

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
naurtinniell, Я думаю, Феаноринги быстро излечились бы от депрессии, если бы знали, что на их камешки есть претендент) Одна эта мысль дала бы им простор для дикого гона))
23.05.2012 в 10:25

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
nolofinve, для дикого гона она и так дала почву... А сражаться они бы не пошли.
30.06.2012 в 15:05

I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
«Пусть рухнут в бездну Тьма и Свет - Любовь — единственный обет!»
Тут как бы с одной стороны я понимаю ваше возмущение, а с другой - понимаю, что хотела сказать Лора. На данном этапе для Лютиэн любовь - действительно главное. Она бросает дом, семью, проходит через множество испытаний, рискует жизнью (и не только, не думаю, что Мелькор был бы столь же терпелив, как Келегорм) - все ради любви. Имхо, Лора как раз и хочет сказать, что любовь - главное для героини. А про тьму и свет - просто гипербола.
«все простивший брат» - простите, кому и что он простил?
Ну, например, тех же феанорингов, которых принял у себя, забыв про Лосгар.
«Как мы отреклись от Даров»
Полагаю, от блаженства Валинора имеется в виду.
«Был единственный мой брат, »
Тут да, тут косяк, полагаю, для большей драматичности.
«Одна душа у нас - но как же разнятся пути »
Имеется в виду, что они брат с сестрой - и настолько близки, что душа одна на двоих. Метафора о схожести характеров.
«Прокляты будут руки любые,Что прикоснуться к камням решили » - ну кто чем думает... Кто-то вот руками.
Ну что вы, право слово... Это же довольно распространенный прием метонимии.
«Не ты меня кому-то предпочла. » - безусловно, Амариэ предпочла Финрода.
Тут и правда косяк, хотя обратила внимание я на него только когда у вас прочитала. Имелось в виду, наверное, "не ты мне кого-то предпочла".
«Ты стала путеводною звездой. » - фраза красивая, но по иронии судьбы сам Профессор когда-то сказал, что женщины — это товарищи в кораблекрушении, а не какие-то там путеводные звезды...
О, я как раз про Лютиэн об этом писала сегодня)) Дело в том, что Амариэ не могла быть товарищем в кораблекрушении как раз по той причине, что была слишком далеко. И вот тут, имхо, как раз то, о чем писал профессор - женщина перестает быть для Финрода просто женщиной, она становится прекрасной Дамой, недостижимым идеалом. Т.е. как раз путеводной звездой.
«Ухожу отсюда, как был, нищий. » - а когда это он успел нищим побывать?
Может, имелось в виду, когда он пришел из Валинора - ни с чем?.. Ну, замнем тот момент, что он с собой кучу багажа из Валинора натащил, и был, пожалуй, побогаче многих в Средиземье.
«В глупости своей ты не ведал меры »
Наконец-то, наконец-то Мелиан сказала это Тинголу!
«Я вижу черный цвет знамен »
Я, честно говоря, думала, что черный цвет знамен - это в смысле траур.
«Но в мире нет отравы Большей, чем любовь »
Как я это понимаю, Финрод пытается объяснить Сау, какого черта они вообще приперлись, что мол, вот, есть тут один, влюбился - и все ему ни по чем.
«И свет и тени - Дары в его руках! » - а я-то думала, что тени — это работа Моргота...
Вот нет. Тут как раз смысл в том, что Моргот может сколько угодно бунтовать и искажать Арду - все равно все выйдет к вящей славе Илуватара. И Эру об этом в Айнулиндалэ говорит. В этом, имхо, трагедия Мелькора - сколько бы он ни бился, он все равно всегда будет в рамках замысла Илуватара. Поэтому тени - тоже в руках Эру.
«И даже там, в краю теней, Я у того, кто всех сильней, Возьму обратно то, что мне принадлежит.
ну это мы с вами уже выяснили)))
30.06.2012 в 15:21

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Лора как раз и хочет сказать, что любовь - главное для героини. А про тьму и свет - просто гипербола.
"Он один раз неудачно пошутил о Свете и Тьме" (с) Булгаков.
Свет - это слишком важно для Лутиэн, и она такое сказать не могла. Это бьет по ушам.
Полагаю, от блаженства Валинора имеется в виду
Да, это понятно, но почему дары с большой буквы? Впрочем, наверное, это меня "культурный контекст" подводит, у Лоры он все-таки совсем другой.
Это же довольно распространенный прием метонимии.
И все-таки звучит криво, на мой вкус.
Дело в том, что Амариэ не могла быть товарищем в кораблекрушении как раз по той причине, что была слишком далеко. И вот тут, имхо, как раз то, о чем писал профессор - женщина перестает быть для Финрода просто женщиной, она становится прекрасной Дамой, недостижимым идеалом. Т.е. как раз путеводной звездой.
А я и не говорю, что это плохо - просто вот такая забавная аллюзия получилась.
Может, имелось в виду, когда он пришел из Валинора - ни с чем?..
А главой Дома он не был...
Я, честно говоря, думала, что черный цвет знамен - это в смысле траур.
Траурные знамена - это сильно...
Думаю, все-таки мне правильно сказали - фанонные цвета феанорингов черный и красный.
В этом, имхо, трагедия Мелькора - сколько бы он ни бился, он все равно всегда будет в рамках замысла Илуватара. Поэтому тени - тоже в руках Эру.
Вот эти две фразы никак не связаны, в том-то и загвоздка. Да, Замысел включает в себя и Мелькора - и все-таки Эру к тьме ни малейшего отношения не имеет, это продукт свободной воли Мелькора.
30.06.2012 в 15:34

I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
но почему дары с большой буквы?
потому что если с маленькой, то совсем другие коннотации. Имхо, они тут и должны быть с большой. С маленькой - это вот Наугламир - дар гномов Финроду.
просто вот такая забавная аллюзия получилась.
Я думаю, она продуманная была. Потому что иначе слишком уж странно - такое дословное совпадение.
А главой Дома он не был...
Ну тут вопрос восприятия, мне кажется. Дом - это, конечно, хорошо, но в принципе, там весь Дом нищий. Они приходят ни с чем на пустое место.
Траурные знамена - это сильно...
А что вас смущает? Весьма распространенный образ.
продукт свободной воли Мелькора
Проблема в том, что нет никакой свободной воли Мелькора. Есть замысел Эру, в котором и находятся Мелькор, Саурон, тени и все прочее.И Эру в момент может все эти тени и прочую деятельность Мелькора свернуть. Но не делает этого. Поэтому таки да, тени - тоже с ведома Эру, более того, по его замыслу и соизволению.
30.06.2012 в 15:40

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
потому что если с маленькой, то совсем другие коннотации.
Ну, может быть.
Потому что иначе слишком уж странно - такое дословное совпадение.
Вообще термин "путеводная звезда" не так уж редко и встречается...
А что вас смущает? Весьма распространенный образ.
Применительно к "ты проиграл свое сраженье" - смущает.
Проблема в том, что нет никакой свободной воли Мелькора.
Ну то есть как нет, когда есть. Каждое живое и разумное существо имеет свою волю. Другое дело, что в Замысел Эру она укладывается.
А иначе нет ни вины, ни ответственности, и во всем можно обвинить одного Эру.
30.06.2012 в 15:58

I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
Вообще термин "путеводная звезда" не так уж редко и встречается...
Да, но именно в контексте отношений, в произведении по канону человека, который писал про отношения, пользуясь этим термином... Не знаю, но имхо, оно тут очень в тему и в согласии с тем, что писал в письме сыну Толкиен.
Применительно к "ты проиграл свое сраженье" - смущает
ну тут сраженье - мне кажется, в несколько более общем смысле, не применительно к разрушению Дориата. И потом, когда был разрушен Дориат - это было уже не сражение Тингола, он был уже мертв, а Мелиан ушла. Я думаю, это просто аллегория к тому, что все будет плохо, будет много смертей - отсюда и траурные знамена.
А иначе нет ни вины, ни ответственности, и во всем можно обвинить одного Эру
По сути - да. Вспомните, почему Мелькора так пугали люди: у них была свободная воля. Ни у эльфов, ни у айнур ее по сути не было. "Люди получили право по своей воле избирать пути и строить жизнь среди стихий Мира по собственному усмотрению, ибо в Музыке Айнуров, вместившей судьбу всех вещей в мире, не было темы людей". Только люди могли избирать себе пути. Остальное - предрешено.