Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Нет, не том, которое Кольцо, а о том, которое горцам.
Для себя, собираю все мысли в кучу. А то я полезла искать, что вообще фандом пишет, наткнулась на статью о проклятиях в Арде, поняла, что в статье ни слова ни об этом проклятии, ни о единственном аналогичном...
И поняла, что таки да, проклятие в адрес горцев абсолютно уникально по степени действия, тут даже проклятие Намо отдыхает, даже если считать его проклятием.
Прошу прощения за качество перевода, но другого под рукой нет:
"Они нарушили клятву бороться с Сауроном и должны сражаться теперь, если хотят выполнить ее. В Эрехе стоит черный камень, который, как говорят был принесен из Нуменора Исилдуром; он был установлен на холме, и на нем король Гор поклялся в дружбе с ним с самого основания Гондора. Но когда Саурон вернулся и снова стал силен, Исилдур призвал людей Гор выполнить их клятву, но они не сделали этого: они преклонились перед Сауроном в Темные Годы.
Тогда Исилдур сказал их королю: "Ты будешь последним королем. И если запад окажется сильнее черного Хозяина, я налагаю на тебя и твой народ проклятие: не знать отдыха, пока ваша клятва не будет выполнена. Эта война будет длиться бесчисленные годы, и однажды вы будете призваны снова"."
Оригинал
В общем, мощность проклятия поражает: удержать целый народ (!) от ухода на Пути Людей - это сильно. Причём никакой вариативности, просто-таки не проклятие, а приговор, приведённый в исполнение.
Но я думаю, что здесь сложились сразу много факторов.
Во-первых, Исилдур - таки Король. У него есть право гневаться и право карать. (Оправдана ли мера наложенного наказания - вопрос другой).
Во-вторых, горцы действительно нарушили клятву - следовательно, и гнев справедлив, это не проклятие Моргота Хурину или Келегорма Берену.
В-третьих, Исилдур не требует ничего чрезмерного - только исполнения нарушенной клятвы.
Ну и в-четвёртых, Исилдур - Король, повторюсь. У него - руки Короля, у него дар, по сути, возвращать людей из тьмы, с порога смерти. И именно у него может быть сила, позволяющая - да, не дать уйти за порог смерти даже тем, кому туда уже пора, удержать своей волей. После него повторить такое мог разве что Арагорн (который, кстати, ДО Пути Мёртвых ни Фродо, ни Боромира исцелить не может, а вот ПОСЛЕ получает свой дар).
И всё-таки, думается мне, такие слова по самому Исилдуру не ударить не могли. И думается мне, что в этом его решении звучит сознание "Я Имею Право" (право-то имеет...), которое потом, спустя несколько лет, подтолкнёт его взять Кольцо с тем же мотивом "Я Имею Право".
А теперь о том аналоге этого проклятия, который есть в текстах. Горлим Злосчастный, проклявший самого себя и... да, не ушедший Путями Людей и оставшийся духом!
Причём с полной аналогией - на момент написания ВК ещё жива старая версия Лейтиан, в которой Горлим сам приходит к Саурону и выдаёт отряд Барахира - ради встречи с женой, так что наказан товарищ точно так же за точно то же самое.
Правда, в случае Горлима ему и прощение Берена не помогает уйти - вроде как остаётся он духом. А может, и помогает.
Что я могу сказать? Проклятия - штука всё-таки страшная.
Обзорам
Для себя, собираю все мысли в кучу. А то я полезла искать, что вообще фандом пишет, наткнулась на статью о проклятиях в Арде, поняла, что в статье ни слова ни об этом проклятии, ни о единственном аналогичном...
И поняла, что таки да, проклятие в адрес горцев абсолютно уникально по степени действия, тут даже проклятие Намо отдыхает, даже если считать его проклятием.
Прошу прощения за качество перевода, но другого под рукой нет:
"Они нарушили клятву бороться с Сауроном и должны сражаться теперь, если хотят выполнить ее. В Эрехе стоит черный камень, который, как говорят был принесен из Нуменора Исилдуром; он был установлен на холме, и на нем король Гор поклялся в дружбе с ним с самого основания Гондора. Но когда Саурон вернулся и снова стал силен, Исилдур призвал людей Гор выполнить их клятву, но они не сделали этого: они преклонились перед Сауроном в Темные Годы.
Тогда Исилдур сказал их королю: "Ты будешь последним королем. И если запад окажется сильнее черного Хозяина, я налагаю на тебя и твой народ проклятие: не знать отдыха, пока ваша клятва не будет выполнена. Эта война будет длиться бесчисленные годы, и однажды вы будете призваны снова"."
Оригинал
В общем, мощность проклятия поражает: удержать целый народ (!) от ухода на Пути Людей - это сильно. Причём никакой вариативности, просто-таки не проклятие, а приговор, приведённый в исполнение.
Но я думаю, что здесь сложились сразу много факторов.
Во-первых, Исилдур - таки Король. У него есть право гневаться и право карать. (Оправдана ли мера наложенного наказания - вопрос другой).
Во-вторых, горцы действительно нарушили клятву - следовательно, и гнев справедлив, это не проклятие Моргота Хурину или Келегорма Берену.
В-третьих, Исилдур не требует ничего чрезмерного - только исполнения нарушенной клятвы.
Ну и в-четвёртых, Исилдур - Король, повторюсь. У него - руки Короля, у него дар, по сути, возвращать людей из тьмы, с порога смерти. И именно у него может быть сила, позволяющая - да, не дать уйти за порог смерти даже тем, кому туда уже пора, удержать своей волей. После него повторить такое мог разве что Арагорн (который, кстати, ДО Пути Мёртвых ни Фродо, ни Боромира исцелить не может, а вот ПОСЛЕ получает свой дар).
И всё-таки, думается мне, такие слова по самому Исилдуру не ударить не могли. И думается мне, что в этом его решении звучит сознание "Я Имею Право" (право-то имеет...), которое потом, спустя несколько лет, подтолкнёт его взять Кольцо с тем же мотивом "Я Имею Право".
А теперь о том аналоге этого проклятия, который есть в текстах. Горлим Злосчастный, проклявший самого себя и... да, не ушедший Путями Людей и оставшийся духом!
Причём с полной аналогией - на момент написания ВК ещё жива старая версия Лейтиан, в которой Горлим сам приходит к Саурону и выдаёт отряд Барахира - ради встречи с женой, так что наказан товарищ точно так же за точно то же самое.
Правда, в случае Горлима ему и прощение Берена не помогает уйти - вроде как остаётся он духом. А может, и помогает.
Что я могу сказать? Проклятия - штука всё-таки страшная.
Обзорам
Стоп. Не все слова влияют одинаково. Герои, конечно, говорят, много и разного, но яркий эффект имеют только проклятия и клятвы. Аж судьбы меняются, места преображаются и прочее. С клятвами всё ясно, они могут быть использованы как во благо, так и ко злу, все случаи прописаны; по логике проклятия - это или такой баг сами по себе, или всё-таки вопрос в применении.
по логике проклятия - это или такой баг сами по себе, или всё-таки вопрос в применении.
Они, имхо, баг, который возникает по дурости пользователя, а не по недосмотру разработчика. В случае с проклятием Исилдура, кмк, сыграла роль совокупность факторов: гнев Исилдура, чувство вины у горцев, камень Эрех как катализатор...
Ты от темы не уходи.
Нельзя совершить Очень Злой Поступок, а потом свободно взаимодействовать со светом. Ну не выйдет. Никак. Нолдор Феанора хороших поступков, кстати, не совершали. Нейтральные - да. Из хороших - там максимум помощь народу Халет.
Баг по дурости пользователя не бывает. Или разработчик оставил возможность (по недосмотру), или нет. Ну вот никак иначе)
Аналогично про Арведуи пишется The King (и это совершенно точно), про остальных не смотрела... ибо ход мысли Профессора ясен.
С могилой Элендила ты решительно убедила меня. В смысле, что не почернел Исилдур до состояния низкокачественной ваксы ни от одного, извините, проклятия Исилдура, ни от другого.
...а, блин, любил он с этими камушками работать!
И что такого исключительно светлого в создании могилы Элендила? Я бы сказала, что именно благородство, мудрость и доблесть Элендила, память тех, кто его любил, освящает это место.
Баг по дурости пользователя не бывает. Или разработчик оставил возможность (по недосмотру), или нет. Ну вот никак иначе)
Да ладно. Дурость пользователя не имеет границ. Если я полезу в BIOS и как следует там поковыряюсь, разработчик системы за последствия моих действий ответственности не несёт.))))
Мм? Во-первых, Профессор писал не назидательную сказку для самых маленьких и не давал исчерпывающие характеристики каждому поступку своих героев ("смотрите, дети, это дядя поступил очень (не)хорошо"), во-вторых, даже если он _действительно_ не осуждает героя, читатели сами могут давать оценки тем или иным действиям персонажей, бо сие художественное произведение, а не учебник тригонометрии.)
Сказано, что их в Гондоре долго не было.
Ммм, ну хоть тебя)
Ilwen, да. Толкин явно говорит об этом как о справедливом поступке, хотя вообще он не скупится на осуждение неправедных деяний и даже мыслей если не авторской речью, то устами других персонажей.
Дягиль болотный, слушай, ну не теряй нить рассуждения, пожалуйста)))
И ещё раз: перечитай, пожалуйста, отрывок о могиле Элендила и о роли в этом Исилдура. Может ли священное место создаваться руками не благого героя? Да у меня такое ощущение, что личные достоинства Исилдура перешибают даже влияние Кольца - не в ноль, но сильно ослабляют.
Да ладно. Дурость пользователя не имеет границ. Если я полезу в BIOS и как следует там поковыряюсь, разработчик системы за последствия моих действий ответственности не несёт.))))
Стоп.
Разработчик системы дал возможность залезть в биос. Разработчик дал возможность изменять какие-то параметры.
Разработчик оставил возможность влиять на мир проклятием. Точка)
если он _действительно_ не осуждает героя, читатели сами могут давать оценки тем или иным действиям персонажей, бо сие художественное произведение, а не учебник тригонометрии.)
Факт, читатели могут. Но тогда это личная точка зрения читателя, а не оценка поступка изнутри мира, которую задаёт Профессор.
То есть ты утверждаешь не что Исилдур был злодеем-негодяем-сауроном, а что лично ты не одобряешь подобные методы, а это большая разница)
Так, давай тогда по порядку:
1) Да, может. Потому что это место, где лёг в землю благой человек. Ещё нам хорошо бы определиться, кто такой благой/неблагой герой.
2) Согласна с тобой, что личные достоинства Исилдура частично минимизируют воздействие Кольца.
Разработчик оставил возможность влиять на мир проклятием. Точка)
Разработчик оставил пользователям очень широкие полномочия, это верно. Но не обещал, что будет с пониманием относиться к любой их самодеятельности с железом и ПО.
То есть ты утверждаешь не что Исилдур был злодеем-негодяем-сауроном, а что лично ты не одобряешь подобные методы, а это большая разница)
Ну да. Уже не первую страницу.
Насчёт Кольца я тут подумала... Кольцо ведь никого не пыталось убить, оно всех стремилось подчинить и совратить. И только Исилдура подвело под стрелы. Что-то мне кажется, что подчинить его оно просто не сумело... вот и решило лучше убить.
Ну да. Уже не первую страницу.
В таком случае я, видимо, не совсем верно тебя понимала. Мне показалось, что ты обвиняешь его именно в рамках мира.
Твои представления о правильном и неправильном вряд ли можно изменить в споре)
Он предрекает все свойства Амон Ангвар.
Вот именно что организует. Он их создает, а не предрекает. И да, я снова посматриваю на камушек.
Я вот вижу ровно тоже самое, что на Эрехе. Исилдур подумал, камень сработал усилителем - результат на века.
У тебя сейчас удачные дни, тебе удалось изменить мое мнение об Исилдуре в СИЛЬНО лучшую сторону.
Кстати, аргумент в пользу камней.
Ты мне приведешь еще один пример, когда бы воля Короля вот так просто брала бы и материализовалась? Так вот, каааачество, с физическими последствиями на века?
Я не говорю, что таких случае не было, но я их навскидку не помню.
Гордюсь. Да я и свои стереотипы восприятия наконец сумела аргументированно изменить, а то как так, у такого отца и непонятно какой сын. А вот понятно какой!
Я думаю, что там не воля Короля, вот и всё.
Я отрицаю ЛИЧНОЕ вмешательство Эру. Он дает возможность людям сделать самим то, что им надо. Сотворить, как здесь, и отчасти натворить, как на Эрехе.
Есть камни-катализаторы. Верные умеют с ними работать. Камни могли появиться в Нуменоре в то время когда воля короля уже нифига не защита, а прямо наоборот, но топить остров как-то не хочется.
С помощью этих камней Верные материализовали свое желание, чтобы родина всё же была под защитой. В раннем Нуменоре воли Короля хватало с запасом.
Когда всё плохо, сколько-то камней вывозят и люди короля не замечают выкатывание махины Эреха потому, что камень катализатор мыслей "не увидьте нас". Дальше мы имеем ровно две материализации слов с физическими последствиями, в обоих случаях работают камни.
В качестве гипотезы - камни именно вылупились из земли незадолго до Ар-Гимильзора. Как - не знаю, спроси у Ауле.
Тут мы имеем ситуацию, когда - в случае с Амон Анвар - никто из Валар не вмешивается гарантированно, но есть камень.
Я не понимаю, почему у тебя эта концепция на встраивается.
Два случая материализации слов. Беспрецедентной. В обоих случаях указаны камни. Чего тебе не хватает для согласия?
И да, разницу между Элросом и Исилдуром - см. их возраст. Исилдур при всех достоинствах всяко слабее. Так что Менельтарма не в сравнение. Мог и Элрос, мог и без дополнительных предметов.
А что возраст? Исилдур не от старости умирает, мы не знаем, сколько он прожил бы. Я ставлю на все четыреста, не так уж и меньше.
Но лично я думаю, что в Менельтарму вкладывались все, кто приходил. По чуть-чуть.
Извини меня, авторских оценок (хоть в авторском тексте, хоть в устах других персонажей) у Профессора есть в количестве. И если то, что Исильдур взял Кольцо, автором явно осуждается - это прекрасно заметно.
личные достоинства Исилдура перешибают даже влияние Кольца
Он почти от него отказался, ага. А Кольцо его покинуло... мне кажется, это означает, что он не стал бы "достойным носителем", то есть не принес бы Кольцо Саурону. Это о многом говорит.
Поэтому и еще раз - это проклятие у камня Эреха никак не является "ужасным поступком", а только справедливо. Человека с большой червоточиной Кольцо бы подчинило, а не бросило.
О, мысль!
Кольцо, натурально, решилось на побег. ))
У меня другое мнение, но фанфик на эту тему я бы с удовольствием почитала.)
В таком случае я, видимо, не совсем верно тебя понимала. Мне показалось, что ты обвиняешь его именно в рамках мира.
Дык. Рамки мира досконально может знать только автор, этот мир придумавший, у читателя есть только свои впечатления, если речь не идёт об обстоятельстве, в отношении которого автор чётко и недвусмысленно выразил своё мнение. В моё представление об Арде восприятие проклятия как легитимной, не осуждаемой свыше меры воздействия, ну вот совсем не вписывается. Другой читатель может придерживаться иной точки зрения, это его право.
Ilwen, Извини меня, авторских оценок (хоть в авторском тексте, хоть в устах других персонажей) у Профессора есть в количестве. И если то, что Исильдур взял Кольцо, автором явно осуждается - это прекрасно заметно.
У Профессора эта история подана как внутримировой факт, дальше каждый сам делает выводы. Ну вот хоть убей не помню я, чтобы Толкин _одобрил_ поступок Исилдура (я о проклятии). И представление о справедливости опять же у всех разное - ты считаешь, что горцы заслужили наказание, я - что нет, либо не такое страшное.
Имхо, если бы не одобрил, что-то было бы сказано.
Опять же, у плохих героев редко хорошие потомки (я об Арагорне). Наоборот - гораздо чаще.