Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Я вот тут подумала: согласно Толкину, все люди поклонились Морготу и пали. Ладно. А вот если бы этого не произошло, что было бы? Нет, понятно, что Моргот не оставлял бы попыток и долбал бы людей снова и снова - но, допустим, пока бы они держались?
Или проще так - как они жили до падения? Непадший народ в искаженном мире? Знали ли они, что такое боль, страх, зло? Умели ли убивать, охотились ли? Можно понять, как жили люди в Раю по Библии - там непавший мир. А в Арде?
Или проще так - как они жили до падения? Непадший народ в искаженном мире? Знали ли они, что такое боль, страх, зло? Умели ли убивать, охотились ли? Можно понять, как жили люди в Раю по Библии - там непавший мир. А в Арде?
Вот и я о том. Отсюда у меня случается когнитивный диссонанс - непадший народ в искаженном мире по определению очень уязвим. Потому что тело-то - часть Арды! Оно даже на Валар влияет.
Мне кажется, им все равно пришлось бы бежать.
Это тоже понятно... К старшим братьям. Но вот интересно же - люди ведь все равно бы пали... Не враз, поклонившись злу, а постепенно пустив его в себя.
Во-первых, плюсую Дягиль болотныйпо поводу этого:
Там в Арде все же не Эдем был, а мир, искаженный на стадии творения. Так что, мне кажется, им бы пришлось узнать и страх, и зло, и преждевременную смерть. А охотились и вполне непадшие эльфы - и в Эндорэ, и в Амане (кушать что-то надо было ). Мне кажется, им все равно пришлось бы бежать.
Только не совсем уверен, что на счет последнего:
эльфами, которые помнили, что Люди служили Врагу.
Ведь эльфы, если мне склероз с психозом не изменяет, вообще не знали, что люди изначально поклонялись Мелькору. Они (люди) и сами-то толком об этом знали из собственных же легенд (Легенда Аданэли, например), то есть _непроверенной_ информации. И мы об этом знаем фактически только из разговора Финрода с Андрет. Не думаю, что среди людей прям-таки бытовали разговоры об их падшести, так что и к эльфам они с трудом могли просочиться, тем более, чтобы прямо неприязнь на
классовомнациональном уровне вызватьИ еще замечание по поводу: Не враз, поклонившись злу, а постепенно пустив его в себя.
Но ведь люди и так пали не "враз". То есть это не было, вот сидит племя людей, вот пришел Мелькор, щелкнул пальцами и все пали перед ним ниц и признали властелином. Этот процесс же тоже был достаточно длителен, как я понимаю. Он постепенно соблазнял их
подбрасывая кости послаще, науськивая, как получить свое расположение, защиту, больше пищи и силы, и тд. Самые стойкие вот вообще в какой-то момент взяли и ушли. Так что в моем понимании оно все как-то так и было. Постепенно пустили зло в себя, привыкли к нему и начали с ним жить, в том же духе воспитывая детей. А ты как это видишь?Да, конечно, люди туда медленно сползали - но ведь, оступившись раз, можно было выровняться, подумать, вернуться обратно - а люди отреклись от Голоса, причем половина - не искренне, а от страха. А Мелькору нужно, чтобы люди сами подписались под своим поражением - ему не медленное сползание нужно, а сжигание за собой моста.
Так вот у меня вопрос - что было бы, если бы кто-то не поклонился Мелькору? Допустим, сумели бы убежать?
но ведь, оступившись раз, можно было выровняться, подумать, вернуться обратно
Ээээ дубль два. Три рода эдайн? Или я чего-то о них не знаю?)))
Итак, поклонились _все_, кто искренне, кто из страха.
Три рода эдайн? Или я чего-то о них не знаю?
Они все равно несвободны от своего падения. Они бежали от Тьмы, но принесли ее с собой.
Ну да. А потом постепенно выправились, отказались от Тьмы в своих сердцах и получили в награду не только Дарованную Землю, но и измененную (исправленную) природу, которая когда-то им и предназначалась.
Потом правда благополучно ее просра... это самое, ну да это уже другая история ;РКстати, а вот те люди раннего Нуменора - они действительно полностью очищены или просто максимально возможно приближены к идеалу, а следы падения остались? Видимо, все-таки первое (привет католическому "делами спасаетесь"...)
Согласно "Атрабет" люди бы жили лет по триста, а потом "возносились" вместе с телом за пределы Арды. Не боялись бы "естественной смерти" (да и смертью это трудно назвать, скорее, "уход"). Конечно, как и все в Арде, они были бы "искажены", но не так сильно, как в случае "падения".
Вот интересно - в Арде падение, выходит, обратимо силами падшего народа?
В общем, я запуталась.
Второе, конечно, потому что "падают" они опять же через страх смерти.
Ilwen, не "страх смерти" - это частный случай - а неспособность принять уготованное. Проще говоря, отсутствие смирения, или гордыня, или... ой, меня не туда повело.
Ilwen, Второе, конечно, потому что "падают" они опять же через страх смерти.
А если отбросить этот самый страх смерти? Предположим, смирились они с тем, что живут по триста лет. Вот эта стадия: "In the second stage, the days of Pride and Glory and grudging of the Ban, they begin to seek wealth rather than bliss. <...> They now made settlements on the west-shores, but these became rather strongholds and 'factories' of lords seeking wealth, and the Númenóreans became tax-gatherers carrying off over the sea evermore and more goods in their great ships. The
Númenóreans began the forging of arms and engines". (c), письмо 131. Смерти не боятся, зато стремятся извлечь из жизни максимум удовольствия. Будет в итоге падение?
Смерти не боятся, зато стремятся извлечь из жизни максимум удовольствия. Будет в итоге падение?
Вот я и говорю - страх смерти только частный случай корневого греха.
Согласна. Желание продлить удовольствие от долгой и большей частью беспечальной жизни, потом, как следствие, зависть к долгоживущим эльдар, и в итоге страх смерти (имхо, даже не страх, а категорический отказ расставаться с благами земного существования).
Так следы "падения" в значении "искажение" там по-любому есть во всех. Поскольку в момент, когда мир стал тварным, оно уже присутствовало в Песне и собственно один из творящих был заражен
по самые уши. Так что все, что воплощено в Арде априорно заражено. Только проявляется это Искажение у каждого индивидуально. Кто-то может и вовсе всю жизнь прожить, ограничившись нелицеприятными мыслями в сторону соседа (а, может быть, даже и без мыслей), а кто-то начинает братоубийства или порабощает других живых существ.У меня, кстати, есть теория, что больше всего подвержены Искажению те, чьи помыслы изначально были наиболее чисты. Скажем так, их "иммунитет" заведомо ниже, чем у среднестатистического "жителя Арды в вакууме". Поэтому для меня, например, нет ничего удивительного в том, что именно Феанор
покатился по наклоннойвпал во все тяжкие. Из разряда, чем выше стоишь, тем больнее падать.Желание удовольствий, страх их прекращения, зависть - это все от неумения и нежелания принять то, что уготовано. От отсутствия смирения... Имхо, оно так.
А вот насчет того, что с высоты падать больнее - это факт. Только по-настоящему одаренные души способны на грандиозные преступления, но они же способны и на раскаяние, и на самоотвержение, и на великую любовь к миру. А "тепленькие" - они и есть тепленькие.
Кому много дано, с того, как известно, много и спросится. Там и крючков много, за которые Моргот тянет
раз уж он у нас крайний.Тогда опять же получается ограничение свободы воли, если искажение в форме "обычного" зла происходит из какого-то внешнего источника, который налажал в Песне. И возникают непонятки, почему сам Моргот так извращенно распорядился собственной свободной волей. Тоже где-то в Пустоте источник искажения обнаружил?
naurtinniell, Желание удовольствий, страх их прекращения, зависть - это все от неумения и нежелания принять то, что уготовано.
Я бы отнесла эти страх и зависть не к проявлению гордыни (у нее и другие формы имеются), а к неблагодарности. Хотя у ардианских людей, в отличие от нас, не было стройной концепции посмертного существования, Валар сами не знали, что ждет смертных за гробом.
Почему нет? Он же по Эа, вроде как, больше остальных Айнур путешествовал, вот и научился плохому)))
Так вот и встает вопрос о доверии к Эру - либо веришь, что все с тобой будет хорошо, либо нет.
А неблагодарность - это тоже следствие гордыни) Дали мало, плохо и не того, чего хотелось)
Так, стоп, причина Искажения все-таки в Мелькоре, а не в пустоте. В его свободной воле, когда он свободно выбрал петь то, что хотелось.
А йа считаю, что его действия - это не причина, а следствие того, что он уже заражен. Насколько помню, ни опровержений, ни доказательств этого в текстах нет, так что это чистый дагор имхор
И, кстати да, свободную волю ему ж тоже вложили не просто так, ога. Право ей воспользоваться у него былдо такое же, как у всех. Ответственность разгребать дела
руксвоего голоса - тоже.А, и да, аналогия, думаю, вполне очевидная. Феанор - величайший из эльдар, Мелькор - величайший из Айнур. Последствия такие последствия, ага.
Аналогия очевидна, а як же) Потому что чем больше есть, тем больше о себе мнишь и забываешь, кто тебе это все дал.
Имхо, важно помнить _почему_ тебе это было дадено, то бишь, что у этого изначально была цель, а не просто "рандомное раскидывание дайсов".