Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Угу, Остапа опять понесло в размышления. По мотивам дикого холивара не фесте, куда я, простите, не лезу принципиально - я уже сказала, что с Анч мне общаться неприятно, и смысла в споре я не вижу. Поэтому я просто выскажусь, наверное, жестко и чересчур принципиально, но увы, как умеем - так и работаем говорим. Я просто изложу ситуацию так, как ее вижу я, попутно выдавая оценки.
Итак, Финвэ, король нолдор, полюбил ткачиху Мириэль. Произошло это уже в Амане, если я правильно помню канон. Полюбили, поженились, родили сына, при этом Мириэль смертельно устала. Как ей это удалось - лично я не понимаю. Ну ладно, примем, что это было объективное чувство, а не субъективное (послеродовый психоз, да просто следствие боли...). Устала, значит. Эльдэ. В Амане. Что в таких случаях делают? Вот пока у меня своих детей нет, я не стану говорить о том, на что способна настоящая мать ради своего ребенка (это если промолчать о том, на что способна любящая женщина ради мужа - что там сотворила Лутиэн? и не устала ведь!)
Итак, Мириэль тяжело, горько и одиноко, от такой печали она оставляет новорожденного сына и любящего мужа и отправляется в Лориэн. То есть это так кажется, что в Лориэн, а на самом деле тихонько умирает и улетает в Мандос. Отдыхать. При этом, если я правильно поняла текст, мужа она не предупреждает! То есть уходит тайком, побоявшись открыто ему сказать, что умирает?
Ладно, Мириэль умерла, Финвэ горюет. Он любит жену и он хочет еще детей (моя испорченность такова, что я не вижу в этом желании ничего дурного!). Он идет к Манвэ с вопросом, суждено ли ему вечное одиночество (чувствуя - возможно, голос орэ? - что Мириэль не вернется). Дальше собирается Совет Валар и формулируется "Статут Финвэ и Мириэль". Поскольку Валар ошибаться не могли - аксиома, которую я не обсуждаю - предлагаю подумать над Статутом внимательно. Брак может быть расторгнут только в том случае, когда один из супругов находится в Мандосе вечно, причем либо на добровольной основе, либо по приговору Намо. Почему было принято такое решение? Потому что несправедливо одному решать за другого: живущему за мертвого или наоборот. Самое частое возражение, которое я слышала: Мириэль была больна, чего вы хотите от тяжело больного чело... эльфа! Отвечаю: если тяжелобольной не верит в то, что он когда-нибудь излечится, то это его право, но может ли он обязать всех плясать вокруг, уговаривая взять себя в руки и понадеяться? Тем более, что для исцеления-то ничего, кроме желания Мириэль, и не нужно! Она не ребенок, не сумасшедшая: она взрослая эльдэ и вправе и в состоянии решать за себя, иначе Намо знал бы, что это не так. Да, правота Намо не обсуждается. А раз Мириэль отдавала себе отчет в своих действиях - все, дорогая, сказав А, не будь Б. Итак, оглашается вердикт, Финвэ на тот момент надеется только на то, что его жена назовет срок ожидания. Мириэль же уверенно говорит, что в Арде для нее нет исцеления. Раз и навсегда.
Валар советуют Финвэ все же не пользоваться дозволением, а ждать. Так что некоторые обвинения в его адрес вполне правомочны, я к ним присоединяюсь вполне. Но желание иметь еще детей и хоть немного личного счастья - тоже аргумент, особенно если учесть, что любимая женщина встала в позу: "Я хочу быть несчастной, мне это так нравится". Ох, как много таких людей вокруг нас, как часто это встречается в жизни...
И вот на сцену выходит Индис. Девушка, всегда любившая Финвэ и молчавшая - никто об этом не подозревал, и прежде всего он сам. И на смену старой любви приходит новая... Да, любовь. Да, в ней есть искажение. Да, брак Индис был шагом вниз. Я требовательна, я хочу от героев святости и осуждаю неидеальные поступки. Собственно, еще одна иллюстрация того, что бывает долг, который выше любви. Да, я противница разводов. И я не считаю, что любовь оправдывает все. Но вина Индис здесь минимальна - Статут провозглашен задолго до ее появления на сцене, к нему она вообще никакого отношения не имеет. Она любит Финвэ, она искренне пытается позаботиться о пасынке, она поддерживает мужа...
Поведение Феанора я обсуждать не буду, известно только то, что он "не питал любви к Индис и ее детям", что, в принципе, ненаказуемо - любить никто никого не обязан. Другое дело, что есть разница между "не питать любви" и "негативным отношением", но я хотела бы отметить тот факт, что про отношение Индис к Феанору ничего не известно. Значит, скорее всего, ничего из ряда вон выходящего в нем и не было - Феанор в тот момент уже далеко не ребенок, в материнской опеке не нуждается. В матери - да, но Мириэль нет, а Индис он сходу принимает в штыки... Нет, ее вины тут нет.
Итак, поскольку на вопрос "Что делать?" отвечать смысла нет, я отвечу на вопрос "Кто виноват?".
Во первых строках, конечно, Искажение.
А если всерьез, то на порядок больше всех - Мириэль. Трусиха, эгоистка и просто безвольная женщина. Неумение думать ни о ком, кроме себя - это у Феанора от нее.
Финвэ тоже не безгрешен, и, в теории, ему стоило бы не умножать Искажение... Но я могу понять и оправдать эльфа, которому хочется нормальную семью, а не ипохондричку и тряпку. Даже если он ее и любит, хотя я в это не верю.
Индис... Я знаю, что есть и ее неправота, но не могу осудить. Все понимаю, все знаю - а не могу. Как не смогу никогда осудить Эленвэ. Не потому, что любовь оправдывает все, а потому, что не знаю, как поступила бы я.
P.S. Чем дальше, тем сильнее меня раздражает Мириэль... Вроде бы она и неплохой эльф, но настолько эгоистична, что слов нет. Или я чего-то не понимаю?
Итак, Финвэ, король нолдор, полюбил ткачиху Мириэль. Произошло это уже в Амане, если я правильно помню канон. Полюбили, поженились, родили сына, при этом Мириэль смертельно устала. Как ей это удалось - лично я не понимаю. Ну ладно, примем, что это было объективное чувство, а не субъективное (послеродовый психоз, да просто следствие боли...). Устала, значит. Эльдэ. В Амане. Что в таких случаях делают? Вот пока у меня своих детей нет, я не стану говорить о том, на что способна настоящая мать ради своего ребенка (это если промолчать о том, на что способна любящая женщина ради мужа - что там сотворила Лутиэн? и не устала ведь!)
Итак, Мириэль тяжело, горько и одиноко, от такой печали она оставляет новорожденного сына и любящего мужа и отправляется в Лориэн. То есть это так кажется, что в Лориэн, а на самом деле тихонько умирает и улетает в Мандос. Отдыхать. При этом, если я правильно поняла текст, мужа она не предупреждает! То есть уходит тайком, побоявшись открыто ему сказать, что умирает?
Ладно, Мириэль умерла, Финвэ горюет. Он любит жену и он хочет еще детей (моя испорченность такова, что я не вижу в этом желании ничего дурного!). Он идет к Манвэ с вопросом, суждено ли ему вечное одиночество (чувствуя - возможно, голос орэ? - что Мириэль не вернется). Дальше собирается Совет Валар и формулируется "Статут Финвэ и Мириэль". Поскольку Валар ошибаться не могли - аксиома, которую я не обсуждаю - предлагаю подумать над Статутом внимательно. Брак может быть расторгнут только в том случае, когда один из супругов находится в Мандосе вечно, причем либо на добровольной основе, либо по приговору Намо. Почему было принято такое решение? Потому что несправедливо одному решать за другого: живущему за мертвого или наоборот. Самое частое возражение, которое я слышала: Мириэль была больна, чего вы хотите от тяжело больного чело... эльфа! Отвечаю: если тяжелобольной не верит в то, что он когда-нибудь излечится, то это его право, но может ли он обязать всех плясать вокруг, уговаривая взять себя в руки и понадеяться? Тем более, что для исцеления-то ничего, кроме желания Мириэль, и не нужно! Она не ребенок, не сумасшедшая: она взрослая эльдэ и вправе и в состоянии решать за себя, иначе Намо знал бы, что это не так. Да, правота Намо не обсуждается. А раз Мириэль отдавала себе отчет в своих действиях - все, дорогая, сказав А, не будь Б. Итак, оглашается вердикт, Финвэ на тот момент надеется только на то, что его жена назовет срок ожидания. Мириэль же уверенно говорит, что в Арде для нее нет исцеления. Раз и навсегда.
Валар советуют Финвэ все же не пользоваться дозволением, а ждать. Так что некоторые обвинения в его адрес вполне правомочны, я к ним присоединяюсь вполне. Но желание иметь еще детей и хоть немного личного счастья - тоже аргумент, особенно если учесть, что любимая женщина встала в позу: "Я хочу быть несчастной, мне это так нравится". Ох, как много таких людей вокруг нас, как часто это встречается в жизни...
И вот на сцену выходит Индис. Девушка, всегда любившая Финвэ и молчавшая - никто об этом не подозревал, и прежде всего он сам. И на смену старой любви приходит новая... Да, любовь. Да, в ней есть искажение. Да, брак Индис был шагом вниз. Я требовательна, я хочу от героев святости и осуждаю неидеальные поступки. Собственно, еще одна иллюстрация того, что бывает долг, который выше любви. Да, я противница разводов. И я не считаю, что любовь оправдывает все. Но вина Индис здесь минимальна - Статут провозглашен задолго до ее появления на сцене, к нему она вообще никакого отношения не имеет. Она любит Финвэ, она искренне пытается позаботиться о пасынке, она поддерживает мужа...
Поведение Феанора я обсуждать не буду, известно только то, что он "не питал любви к Индис и ее детям", что, в принципе, ненаказуемо - любить никто никого не обязан. Другое дело, что есть разница между "не питать любви" и "негативным отношением", но я хотела бы отметить тот факт, что про отношение Индис к Феанору ничего не известно. Значит, скорее всего, ничего из ряда вон выходящего в нем и не было - Феанор в тот момент уже далеко не ребенок, в материнской опеке не нуждается. В матери - да, но Мириэль нет, а Индис он сходу принимает в штыки... Нет, ее вины тут нет.
Итак, поскольку на вопрос "Что делать?" отвечать смысла нет, я отвечу на вопрос "Кто виноват?".
Во первых строках, конечно, Искажение.
А если всерьез, то на порядок больше всех - Мириэль. Трусиха, эгоистка и просто безвольная женщина. Неумение думать ни о ком, кроме себя - это у Феанора от нее.
Финвэ тоже не безгрешен, и, в теории, ему стоило бы не умножать Искажение... Но я могу понять и оправдать эльфа, которому хочется нормальную семью, а не ипохондричку и тряпку. Даже если он ее и любит, хотя я в это не верю.
Индис... Я знаю, что есть и ее неправота, но не могу осудить. Все понимаю, все знаю - а не могу. Как не смогу никогда осудить Эленвэ. Не потому, что любовь оправдывает все, а потому, что не знаю, как поступила бы я.
P.S. Чем дальше, тем сильнее меня раздражает Мириэль... Вроде бы она и неплохой эльф, но настолько эгоистична, что слов нет. Или я чего-то не понимаю?
Мне казалось, Валар имели в виду ФИнвэ. Индис там возникла только как пример, что и от такого польза бывает.
И честно говоря, в ее случае встать в позу и торжественно сказать: "Дорогой король, это Искажение, так что
уберите ваши грязные лапыдавайте останемся друзьями" мне не кажется высоким путем. Скорее Финвэ бы более ожесточился читать дальшеНо - да, Феанор явно пошел в маму, а он отродясь что-то с собой сделать не пытался.
А зачем ему красивому что-то с собой делать? Он же в Лориене не засыпал, жив, здоров и практически счастлив. А от остального страдают окружающие. Ну и смысл заморачиваться?
Тем более что они заслужили потому что, пусть мучаютсяКонечно, в первую очередь - Финвэ. Но каждый отвечает за себя, и если Индис знала, что _Финвэ_ поступает неправильно, разве мог быть _до конца верным_ ее собственный поступок?
А зачем ему красивому что-то с собой делать? Он же в Лориене не засыпал, жив, здоров и практически счастлив
Нет, я имела в виду, что он в принципе всегда шел на поводу у своих сиюминутных желаний.
Про поступок подумаю. Пока навскидку скажу, что как только Статут вступил в силу и мать Феанаро умерла окончательно, понадобились дети Индис. О чем в общем-то Мандос и говорит недвусмысленно.
Так он бы не вступил в силу, если бы Индис не вышла бы за Финвэ! Потому что Мириэль в любой момент могла бы передумать.
А с какой собственно стати она могла бы передумать? Вот тут возражу. Статут - не игрушки. Там не говорится, что умерший признается "невозвращенцем" после того, как вторая сторона вступит в брак. Сначала умерший выражает это желание, потом подтверждает... и вот в случае перемены решения разве что Манвэ в ноги бросаться. И то не факт, что разрешат. И я не думаю, что это зависит исключительно от того, успел второй супруг в брак вступить или нет. Иначе смысла не было вообще в статуте. Сиди и жди, вдруг передумает.
Иначе получается вместо справедливости навешивание на живого дополнительной вины. "Чо, Финвэ, уморил супружницу?!"
И все-таки если Финвэ выбрал неправильно, то Индис не могла выбрать верно.
А почему собственно?
И будут двое одна плоть, да, но не до степени же полного слияния!
Я вообще не уверена, что в ее ситуации справедливым путем не стало бы банальное "не связываться". Быть второй женой само по себе малопочетно там, где таких браков нет вообще.А своеобразия любой ценой Индис уж точно не искала.
Я на самом деле как-то не задумывалась над путем Индис в этой связи, так что возможно правы вы. А вот в чем именно, нам и предстоит выяснить. Ну или попытаться.
Вот тут вы не правы, от слова совсем:
Мы говорим "волей Умершего", ибо будет несправедливо, если Живущий для своих целей заточит Умершего в Мандосе, лишив его надежды на возвращение. Также несправедливо было бы, если Умерший отказом от жизни принудит Живущего оставаться одному до самого Конца; и потому мы провозгласили, что в таком случае Живущий может вступить в новый брак. Но вы должны понять, что если это будет сделано, отказ Умершего от жизни станет ненарушаем, и он никогда не вернется вновь к телесной жизни.
То есть именно второй брак делает решение умершего окончательным, до конца времен, даже если умерший впоследствии раскается в своем решении, что в случае Мириэль и получилось.
Ибо с того момента, как Финвэ и Индис соединились в браке, будущее изменилось, и выбор более не принадлежит ей, и ей никогда не будет позволено обрести телесную форму.
Именно второй брак делает смерть вечной, без права пересмотра, а отнюдь не разрешение на этот брак, живущий уже решает сам сделать смерть окончательной, закрепив новое зло или нет:
Тогда Манвэ призвал Финвэ к себе, и так сказал: "Ты слышал приговор, что был провозглашен. Если Мириэль, твоя жена, не вернется, ваш6 брак будет расторгнут, и ты сможешь взять себе другую жену. Но это разрешение, не совет. Ибо разлука происходит из искажения Арды; и те, кто приемлет это разрешение, приемлют искажение, в то время как те, кто остался одинок, но стоек, духом и волею принадлежат к Арде Неискаженной. Это серьезное дело, от которого может зависеть судьба многих. Не торопись!"
Тут все вопросы к Толкину как автору сего законодательства, то есть Статута, который вам кажется бессмысленным.
И как человек, который имеет опыт любви одновременно к двум людям (да еще и взаимно) заявляю, что такое бывает)) и мне особенно интересно, как же решится этот треугольник в условиях Арды
Кстати, никто от нее не требовал вотпрямсчас собраться. Кроме сына, которому нужна была мать. Ни Финвэ, ни Валар не нажимали, там сколько ЛЕТ прошло?
Опять-таки, вы психолог? Вы лично были знакомы с Мириэль, чтобы ставить ей безапелляционный диагноз?)
А депрессия может тянуться годами даже у людей, а тут речь идет об эльфах, у которых время движется гораздо медленнее, чем у смертных
Правда, я исхожу из того, что Валар знали, что делали, и именно поэтому вижу в Мириэль ипохондричку.
На всякий случай - я прекрасно отношусь к Валар, как эруанка я искренне уважаю их и почитаю - но все имеют свои слабости и могут ошибаться