Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Мне вот тут пришла в голову крамольная мысль...
Книги Толкина — они о борьбе со Злом. Замечательно. Великолепно. Меч в руки — и на Ангбанд. Или Мордор... Но кто-то умный когда-то сказал: «Чтобы победить зло в мире, надо прежде всего победить его в себе».
И я задумалась: а у Толкина есть персонажи, которые борются с собой? И насколько успешно они это делают?
Тут сразу возникает два вопроса: ну хорошо, часть персонажей более или менее прописана, но подавляющее большинство — увы. И главное: что считать «борьбой с собой»?
В итоге я приняла следующие допущения: обсуждаю я тех, кто сталкивается с искушениями (любыми) и какое-то решение по этому поводу принимает. То есть я, конечно, уважаю Манве, но в «борцы с собой» записывать отказываюсь. А Мелькора, соответственно, записываю в проигравшие.
Получилось примерно следующее.
Хоббит.
Это, конечно, сказка, поэтому тут метаний и борьбы не наблюдается, кроме одного случая: Торин Оукеншильд. Которому, имхо, зачет.
ВК
Тут все гораздо интереснее, потому что персонажей много. Посему рассматриваю поименованных.
Эльфы:
Галадриэль, Элронд — зачет поставлю. За Кольцо.
Истари:
Гендальф — зачет (за Кольцо опять же), Саруман — увы.
Хоббиты:
Фродо — незачет. Голлум — тем паче (хотя именно у него метания наиболее очевидны). Сэм и Бильбо — засчитываю. В Шире незачет, кажется, никому...
Люди.
Боромир и Денетор — извините, незачет (Боромиру предсмертное раскаяние не засчитываю, потому что он кается в попытке отобрать Кольцо силой, а не в том, что вообще пожелал сей артефакт). Теоден — зачет. Грима — незачет.
Сильм
Тут по первому впечатлению незачет всем...
По второму — данных слишком мало. То есть о сдавшихся данные есть, а вот о несдавшихся... Непонятно, то ли искушения и не было, то ли выдержали. Финрод тот же самый, Фингон — они «боролись с собой»? Со страхом, еще с чем-то? Данных маловато...
По тем, о ком данные все-таки есть, хоть какие-то.
Айнур
Оссе возвращается под влиянием супруги на светлую сторону. Зачет.
Моргот и Саурон. Два незачета)
Эльфы
Категорический незачет) всему Первому Дому. Включая Келебримбора.
Непонятно, что с теми, кто вернулся с Финарфином. С одной стороны, им вернуться хотелось куда больше, чем уходить, с другой — пришлось переступать через гордость. Дабы не портить статистику, засчитываю.
Тингол... Тут вопрос очень сложный (для меня). Но, учитывая, что с Береном он помирился и без Камня, засчитаю. А вот историю с гномами... Ну зачем сразу гадости-то было говорить? Гордыня опять поперла? 1:1.
Саэрос. Без вопросов, незачет.
Аредель, Эол, Маэглин — незачет всем троим. Увы.
Тургон... вопрос сложный. На нем два нехороших действия: он предал Хурина и не послушался Ульмо (я не считаю его трусом, раз он не участвовал в сражениях, и готова аргументировать эту точку зрения). Второе называется гордыня, и за нее — незачет. За Хурина... Раскаялся, конечно, но поздно... Ладно, зачту. 1:1.
UPD: меня уговорили засчитать Фингону прощение Маэдроса. Засчитываю.
UPD2: так уж и быть, засчитаю Финголфину прощение брата и клятву следовать.
Люди
А тут персонажей совсем мало...
Турин (о да). Незачет (кто-то сомневался?).
Морвен Эледвен. Туда же... За гордыню, разумеется.
Хурин Талион. А вот здесь зачет, с заклинаниями Моргота человеку самостоятельно не справиться.
А еще были туриновские изгои. И среди них такой Андрог. И вот ему я, пожалуй, зачет поставлю. За спасение Белега.
И зачет сыновьям Бора. В отличие от сыновей Ульфанга.
Незачет гномам, которые убили Тингола. И Миму, разумеется (у гномов с зачетами совсем не ах).
Ну и всем неупомянутым Темным, разумеется.
Кажется, персонажи закончились. И какой из всего этого вывод?
Соотношения получаются примерно такие (если брать только именованных персонажей):
Майар:
2:3
Эльфы:
7:15
Люди
5:9
Гномы (тут статистика весьма условная)
1:3 (Торин против Мима и убийц Тингола (я взяла двоих уцелевших, которые войну и подняли)).
Хоббиты
2:2=1:1
Никаких выводов не делаю. Вообще никаких, потому что материала мало.
Но одно любопытное наблюдение: если считать не тех, кто «задумывался об искушении», а только тех, кто сумел, сделав хоть шаг «не туда», повернуть обратно, то таких будет совсем мало: Торин, Тингол, Андрог. Сыновья Бора?
Такая вот странная картинка выходит: с Морготом бороться все могут, а с собой куда труднее...
Книги Толкина — они о борьбе со Злом. Замечательно. Великолепно. Меч в руки — и на Ангбанд. Или Мордор... Но кто-то умный когда-то сказал: «Чтобы победить зло в мире, надо прежде всего победить его в себе».
И я задумалась: а у Толкина есть персонажи, которые борются с собой? И насколько успешно они это делают?
Тут сразу возникает два вопроса: ну хорошо, часть персонажей более или менее прописана, но подавляющее большинство — увы. И главное: что считать «борьбой с собой»?
В итоге я приняла следующие допущения: обсуждаю я тех, кто сталкивается с искушениями (любыми) и какое-то решение по этому поводу принимает. То есть я, конечно, уважаю Манве, но в «борцы с собой» записывать отказываюсь. А Мелькора, соответственно, записываю в проигравшие.
Получилось примерно следующее.
Хоббит.
Это, конечно, сказка, поэтому тут метаний и борьбы не наблюдается, кроме одного случая: Торин Оукеншильд. Которому, имхо, зачет.
ВК
Тут все гораздо интереснее, потому что персонажей много. Посему рассматриваю поименованных.
Эльфы:
Галадриэль, Элронд — зачет поставлю. За Кольцо.
Истари:
Гендальф — зачет (за Кольцо опять же), Саруман — увы.
Хоббиты:
Фродо — незачет. Голлум — тем паче (хотя именно у него метания наиболее очевидны). Сэм и Бильбо — засчитываю. В Шире незачет, кажется, никому...
Люди.
Боромир и Денетор — извините, незачет (Боромиру предсмертное раскаяние не засчитываю, потому что он кается в попытке отобрать Кольцо силой, а не в том, что вообще пожелал сей артефакт). Теоден — зачет. Грима — незачет.
Сильм
Тут по первому впечатлению незачет всем...
По второму — данных слишком мало. То есть о сдавшихся данные есть, а вот о несдавшихся... Непонятно, то ли искушения и не было, то ли выдержали. Финрод тот же самый, Фингон — они «боролись с собой»? Со страхом, еще с чем-то? Данных маловато...
По тем, о ком данные все-таки есть, хоть какие-то.
Айнур
Оссе возвращается под влиянием супруги на светлую сторону. Зачет.
Моргот и Саурон. Два незачета)
Эльфы
Категорический незачет) всему Первому Дому. Включая Келебримбора.
Непонятно, что с теми, кто вернулся с Финарфином. С одной стороны, им вернуться хотелось куда больше, чем уходить, с другой — пришлось переступать через гордость. Дабы не портить статистику, засчитываю.
Тингол... Тут вопрос очень сложный (для меня). Но, учитывая, что с Береном он помирился и без Камня, засчитаю. А вот историю с гномами... Ну зачем сразу гадости-то было говорить? Гордыня опять поперла? 1:1.
Саэрос. Без вопросов, незачет.
Аредель, Эол, Маэглин — незачет всем троим. Увы.
Тургон... вопрос сложный. На нем два нехороших действия: он предал Хурина и не послушался Ульмо (я не считаю его трусом, раз он не участвовал в сражениях, и готова аргументировать эту точку зрения). Второе называется гордыня, и за нее — незачет. За Хурина... Раскаялся, конечно, но поздно... Ладно, зачту. 1:1.
UPD: меня уговорили засчитать Фингону прощение Маэдроса. Засчитываю.
UPD2: так уж и быть, засчитаю Финголфину прощение брата и клятву следовать.
Люди
А тут персонажей совсем мало...
Турин (о да). Незачет (кто-то сомневался?).
Морвен Эледвен. Туда же... За гордыню, разумеется.
Хурин Талион. А вот здесь зачет, с заклинаниями Моргота человеку самостоятельно не справиться.
А еще были туриновские изгои. И среди них такой Андрог. И вот ему я, пожалуй, зачет поставлю. За спасение Белега.
И зачет сыновьям Бора. В отличие от сыновей Ульфанга.
Незачет гномам, которые убили Тингола. И Миму, разумеется (у гномов с зачетами совсем не ах).
Ну и всем неупомянутым Темным, разумеется.
Кажется, персонажи закончились. И какой из всего этого вывод?
Соотношения получаются примерно такие (если брать только именованных персонажей):
Майар:
2:3
Эльфы:
7:15
Люди
5:9
Гномы (тут статистика весьма условная)
1:3 (Торин против Мима и убийц Тингола (я взяла двоих уцелевших, которые войну и подняли)).
Хоббиты
2:2=1:1
Никаких выводов не делаю. Вообще никаких, потому что материала мало.
Но одно любопытное наблюдение: если считать не тех, кто «задумывался об искушении», а только тех, кто сумел, сделав хоть шаг «не туда», повернуть обратно, то таких будет совсем мало: Торин, Тингол, Андрог. Сыновья Бора?
Такая вот странная картинка выходит: с Морготом бороться все могут, а с собой куда труднее...
Маглор и братья не ушли из Белерианда по приказу Моргота, хотя знали, что Маэдрос в плену...
Фингон считал, что Рыжий тоже приложил руку к сожжению кораблей, но полез его спасать.
Маэдрос после взятия Дориата раскаивался и хотел спасти детей Диора.
После Гаваней - тоже самое, раскаяние на грани срыва и маленькие воспитанники - Элронд с Элросом.
И очень много таких мест, где душевная борьба должна иметь место быть, но мы ее не наблюдаем. Например у Берена - чегой-то не видно, чтобы он особо страдал, погубивши Финрода и ко. Или Лутиэнь - ей кажется все равно, какой ценой заплачено за жизнь возлюбленного, а ведь она знала Финрода лично.
Маэдрос решился противоречить отцу во время сожжения кораблей...
Это борьба с собой? Он не со своими слабостями сражается.
Маглор и братья не ушли из Белерианда по приказу Моргота, хотя знали, что Маэдрос в плену
Извините, вопрос очень спорный. Я это за доблесть засчитать не готова, за "борьбу с искушением" - тем более. Искушение чем? Они поступили, имхо, не самым неправильным образом, но это немного не то, о чем я пишу.
Фингон считал, что Рыжий тоже приложил руку к сожжению кораблей, но полез его спасать.
Вот я и не знала, были ли у него "метания". В принципе, готова засчитать.
Маэдрос после взятия Дориата раскаивался и хотел спасти детей Диора.
После Гаваней - тоже самое, раскаяние на грани срыва и маленькие воспитанники - Элронд с Элросом.
Выводов он все равно не сделал, так что незачет. Раскаяние я засчитывала или глобальное, или предсмертное. А то "мыши плакали, кололись, но продолжали кушать кактус"...
И очень много таких мест, где душевная борьба должна иметь место быть, но мы ее не наблюдаем. Например у Берена - чегой-то не видно, чтобы он особо страдал, погубивши Финрода и ко. Или Лутиэнь - ей кажется все равно, какой ценой заплачено за жизнь возлюбленного, а ведь она знала Финрода лично.
Толкин все же пишет эпос, а не психологический роман. Кстати, Берен-то страдает, это даже в тексте есть:
цитата
Просто цепи он порвать не может, увы.
А эмоции Лутиэн откровенно не прописаны... То есть в момент победы над Сауроном у нее в голове один Берен (что естественно), ну а потом у Толкина подробности заканчиваются. И ей-то за что должно быть стыдно? Благодарна она ему была, я уверена, но сделать-то уже ничего нельзя...
А Берен поздно опомнился, увы...
Нет, мальчиков не убили, хорошо, но как-то маловато.
А Берен, полагаю, в эту сторону с самого начала думал. И прав был в своем ответе Финрод: ну расскажешь ты правду - и что? Только хуже будет, причем не Берену, а эльфам.
Вообще за Берена я кому угодно пасть порву)))
Ясно, значит про Берена не шутим - опасно))
Да, про Берена лучше не шутить, а если всерьез - то про него очень хорошо kemenkiri писала...
Я вот считаю, что если бы они обратились к Эру непосредственно или через Манве с просьбой их от Клятвы освободить, то это бы сработало. А то не Эру, а Эре получается какой-то)
Нет, если честно, я думаю, что личное обращение было бы не проще, чем через Валар - в смысле, морально не проще. Скорее, тяжелее.
www.diary.ru/~nolofinve-zp/p172894944.htm - про обращение к Эру во время битвы. Но тут как бы для этого нужен особый эльф.
www.diary.ru/~nolofinve-zp/p172894822.htm - и начало бреда, если заинтересует)
Извините, но не верю. От слова "совсем". То есть именно в "Георгия Победоносца" поверить могу, но во все остальное - нет. Так, стоп, счас начну писать критическое эссе - этого мне только не хватало)
А взывать к Эру надо было именно прося прощения за Клятву... Кстати, даже в вашем варианте неясно, смогли ли сыновья Феанора взять Камни - Альквалонде никто не отменял. И да, в Валинор им весело будет возвращаться. По-любому просить прощения)
Вот представьте себе: выдали им, так сказать, амнистию - они же решат, что так и дальше можно себя вести! То есть можно убивать, можно предавать - а потом просто пойди посражайся, и все.
А те же ККК вряд ли нуждаются в прощении. Им в Чертогах думать и думать, пока дойдет...
Ну, а КК, потому что Карнистир как бы меньше виноватый, думать над провинностями должны, да))
Так вообще, по содержанию поста - согласна.
А насчет совести... Странная какая-то совесть, перводомовская. По принципу "А совесть в курсе, что ты делаешь? Совесть в доле..."
Карантир, конечно, в Лейтиан не замешан, но персонаж все равно малоприятный.
julia_monday, душевные терзания без последовавших выводов я не засчитывала, потому что они бессмысленны. Мне кажется, они не служат смягчающим вину обстоятельством.
А я их, паршивцев, почему-то люблю - Феанорычей. Хотя сам втородомовский, да))
У нашего Нолофинвэ обычно Второй и Третий Дом склоняются перед Первым. А Первый не поступаясь ничем, получает победу, выполнение Клятвы, Сильмарили и прочие вкусняшки.