Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Вот все-таки интересно...
Среди любителей неоднозначных персонажей есть, по сути, три течения.
Первая (обычно самая немногочисленная) принимает персонажа таким, каким его выписал автор. Понимая, что персонаж далеко не ангел, не оправдывая, где неправ, но - вот нравится, и все.
Со второй и третьей все несколько хуже.
Одни восторгаются теми качествами персонажа, которые явно отрицательны. Жестокостью, цинизмом, развратностью, да чем угодно. А вторые пытаются всеми силами приписать понравившимся персонажам все хорошие качества и избавить от плохих.
И вот эту, третью категорию, я понимаю менее всех. Остальные хотя бы логичны.
Среди любителей неоднозначных персонажей есть, по сути, три течения.
Первая (обычно самая немногочисленная) принимает персонажа таким, каким его выписал автор. Понимая, что персонаж далеко не ангел, не оправдывая, где неправ, но - вот нравится, и все.
Со второй и третьей все несколько хуже.
Одни восторгаются теми качествами персонажа, которые явно отрицательны. Жестокостью, цинизмом, развратностью, да чем угодно. А вторые пытаются всеми силами приписать понравившимся персонажам все хорошие качества и избавить от плохих.
И вот эту, третью категорию, я понимаю менее всех. Остальные хотя бы логичны.
Либо нужно вносить уточнения: что значит «нравится». Два варианта: либо «нравится как личность» — либо «персонаж интересен» (вдохновляет на мысли/фантазии/
коварные планы спасения из лап тьмы). )))Второй вариант мне понятен, первый же в отношении «персонажа-мерзавца» — таки нет (либо это уже «течение №2» получается).
И вот эту, третью категорию, я понимаю менее всех. Остальные хотя бы логичны.
Третьи — просто пытаются «состряпать» собственного персонажа из тех «обрывочных» черт, которые в их распоряжении. Чем-то эти (подходящие им) черты привлекли настолько, что потребовали «целостного воплощения» в некоем новом образе.
Я вот очень люблю, например, Сомса Форсайта. Ну и что, что недостатков выше крыши? Это личность, и личность в целом порядочная.
Вот примерно так.
Или бывает крайний случай - обаятельный злодей, когда даже понимаешь, что злодей, но все равно хорррош, зараза!
Третьи... да нет, если бы. Они пытаются на имеющегося персонажа натянуть неподходящий костюм.
Mirimani, вот, да, именно «интересен» — imho — более подходящая формулировка.
Я вот очень люблю, например, Сомса Форсайта.
naurtinniell, позволь обнять!!!
Он же «в лепёшку» — для семьи-то!
Ага. Он вообще умеет любить, этот замкнутый и нелюдимый тип. А я его люблю)
Я вообще почти всех Форсайтов люблю, кроме некоторых особо отличившихся)
Думаю, ЧКА-шный Мелькор примерно так же возник.
Но да, это много труда, конечно. Зато как интересно. И далеко не со всеми выходит.
zdrava, может быть, и так. Но... неплохо бы сознавать, что воображение с реальностью не согласуются(
Скажем так. Я различаю свое восприятие первичного канона и свое внутреннее фанонное АУ.
И во втором случае мне приятнее воображать такой уютный мир, где Мелькор - это мелкий пакостник; где злодеям не чужды высокие чувства и, с другой стороны, всем персонажам - приниженные, не-пафосные реакции; где Вольдеморт убивает Гриндельвальда не за Палочку, а "за Ковентри!". Поэтому я стараюсь писать сказки, хэппи-энды, истории жанра "fix it" и прочие сентиментальные вещи.
Заметим при этом: что я не говорю, что каноничные, авторские герои именно такие, как я про них придумала. При спорах о каноне и мотивациях персонажей я, естественно, не буду апеллировать к своему внутреннему АУ.
А, да. Я не люблю, когда отрицательных персонажей делают хорошими за счет канонных хороших. Это другой случай.
Лада Юна, а я вас напугала?)
так что не понимая какую-то "категорию" - ты возможно просто не принимаешь одну из стадий принятия персонажа.
Естественно.
Но я так поняла, твой пост не о тех, кто не отделяет фанон от канона, а о тех, кто любит всяких негодяев, и формально я в третьей группе.
Girdle of Melian, может, и стадию. Но это какая-то... либо очень детская (на 15-то лет), либо несколько неадекватная стадия.
принимает персонажа таким, каким его выписал автор
Я бы скорее сказала (за себя) "в том же ключе, что и автор". Потому что если я не просто симпатизирую персонажу, а что-то про него пишу/играю/глючу, я непременно буду додумывать что-то, чего у автора не было... просто потому, что он его так подробно не описывал хотя бы.
А проблема сугубо положительного и сугубо отрицательного восприятия персонажей есть ведь и в реальной истории, где неоднозначные все... И проблема тут (как и в фэндоме, скажем), еще и в том, как мне кажется, что не только у любимого персонажа видят только хорошие черты, но и у его антагонистов - видимо, для равновесия! - начинают видеть только плохие. Дальше приходят граждане, симпатизирующие этим антагонистам, видят (на их взгляд) безобразие - и у них уже этот исходно-обеленный герой оказывается, напротив, совсем черным... См. те же споры "за" и "против" ЧКА хотя бы.
naurtinniell, А ты уже, считай, свой канон придумала
Может, все остальные тоже придумали?
1 - через мерисью (как частный вариант - через подкладывание другого канонного персонажа с целью спасения и любви)
2 - через отрицание (он не такой, его заставили, вплоть до "автор был неправ") и переписывания образа от обратного ...
это можно пройти в любом возрасте. мало того - в нашем каноне одна из этих стратегий сработала на уровне франшизы, только в весьма занятном варианте.
В ЧКА и Сильме персонажи как раз отличаются несколько... прозрачными характерами, что ли. С ними, в общем-то, просто, никаких тридцати трех слоев, как часто бывает. А там, где не совсем однозначно, все равно довольно ясно, где плюсы и где минусы. Я про менее явных персонажей, которые более живые (при всей любви к Профессору, его герои в реальном мире встречаются совсем нечасто).
Вполне может _нравиться_ в смысле "вызывать симпатию" и очень нехороший персонаж. Ведь не зря многие злодеи умеют расположить к себе людей. И вроде как все понимаешь, что нехороший он человек, но никак не удается сопротивляться обаянию.
Б.Сокрова, в ГП все еще проще, чем у Толкина, ибо и положительные герои обладают массой нехороших качеств) От Дамблдора (который не гад, но та еще старая лиса) и до Гарри. И вот можно их нежно любить, но не видеть недостатков... ну, странно, благо Роулинг все любовно выписывает)
Girdle of Melian, да, я в курсе, что так бывает. Я просто не понимаю, в чем логика выбрать персонажа, который тебе не нравится, и менять его, пока не начнет устраивать.
Наверное, эти три вида любви действительно могут быть стадиями развития отношения к одному герою, по направлению к первой - наиболее зрелой, если кто-то сохранит интерес к персонажу достаточно долго.
Но я лично видела (в ГП фандоме), как люди намного старше 15 лет годами сидят на третьей стадии, и ничего не меняется.
3-твоя категория находится под властью моральных установок и поэтому полюбившуюся сволочь обеляет чем может, спасает ее душу грешную или перевешивает ответственность на других персонажей. сама в текст влезает чтоб спасти и переделать.
2-твоя категория устав обелять сволочь и спасать ее (сволочь не поддается этому кстати) вступает с моралью в прямую конфронтацию и начинает любить свою сволочь за сволочизм или же вопреки всеобщему порицанию.
а потом мы вырастаем и наступает 1-я твоя категория - когда сюжет превозмогает все и мораль и отрицания и выходит так что сволочь становится живущим дышащим в тексте персонажем со слабостями и соблазнами свойственными простым смертным. мы принимаем себя и персонажа наконец. он может уйти в тень или остаться в области интересов. (я все время пытаюсь перевести вас на этот уровень восприятия например Феанора (мой личный сволочь - не Феанор) ... получается не всех и редко)
Вполне может _нравиться_ в смысле "вызывать симпатию" и очень нехороший персонаж.
Мне кажется, тут еще бывают разные варианты. Бывает, когда некое качество привлекает, но сама оценка не меняется - в жизни часто речь идет именно об обаянии. а в случае с вариантом, когда персонаж доступен только опосредованно - бывает разное (красивый, несчастный, что-то еще...). В варианте "обаятельный, НО гад".
А есть вариант, когда наличие качества меняет оценку персонажа - с отрицательного на неоднозначного. Для меня это, наверное, мозги, т.е. способность к рефлексии и разумным действиям. (тут тоже есть граничные условия, но сейчас сходу не сформулирую).
А в случае номер три... Может быть, эти качества настолько важны или настолько сильно действуют у человека, что представляется, что они отменяют/оправдывают и т.д. все несовершенства?
Вот подпишусь (у меня, кстати, так же с Альдо и Окделлом)))