Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Наброски мыслей, строго говоря.
Чем больше споров о каноне я ни наблюдаю, тем сильнее мне кажется, что корень практически всех идеологических разногласий кроется не в деталях, а в общем настрое, который оставили книги Профессора. Прежде всего, конечно, Сильм, потому что в ВК все прописано подробнее, там куда проще работать с фактами. Может, поэтому и ажиотажа такого не наблюдается. Но вообще-то речь идет о целом мире Арды и об его авторе.
По сути-то, вопрос в одном: прочитав книгу, согласился ли ты с автором, поверил ему или нет. Проникся теми идеалами, которые он исповедует, той верой, которой пронизаны книги, тем пониманием мира, которое есть у автора? Если да, если ты Толкину веришь, если внутренне согласен с тем, что героев он любит, что мир свой он любит, что сам он в нем бы жить хотел, что хорошие в нем получают награду, а плохие - по ушам, острым и не очень - это одно. А вот если тебя что-то коробит, если кажется, что так сахаринно быть не может, если идея покоя в свете вызывает яростное неприятие (вечный покой - он не все сердца, как известно, радует, некоторые упорно просят бури), если мятежники в принципе привлекают самим фактом мятежа, короче, если в голове упорно стучит простая мысль - что-то вы, Профессор, не то написали - тогда восприятие будет совсем другим.
И большинство споров, в которых есть участники из обоих лагерей, будут ходить по кругу. Потому что первая часть, доверившись автору, видит сияние мира и в этом свете видит и героев - кого "хорошим", а кого и не очень - а вторая видит мир в ином свете, простите за каламбур. Вторая часть не верит, что Арда - благородный, чистый и справедливый мир, мир, который таков в первую очередь благодаря своим Стихиям. Вот не верит - и все, это, видимо, на уровне желудка, мировосприятия и собственного жизненного опыта.
Простейший пример: Война Гнева и сопутствующие обстоятельства.
Если мы Профессору верим, то мы понимаем - ни раньше, ни позже эта война состояться не могла. Потери в ней - цена победы. Неизбежная, хоть и горькая, хоть и сведенная к минимуму. И мы видим неумолимую логику событий, цепочку поступков, цепочку решений, которые каждый - каждый! - принимал исключительно сам, и которые привели именно к такому результату, предсказанному заранее, да. Ибо что бы все там ни делали, все будет по Замыслу Эру-Толкина. И если ему, Толкину, верить, то станет очевидно, кто и как именно в этой войне побеждает - и почему.
А если ему изначально, на подкорках, не верить, то тогда, с другой, непрофессорской точки зрения, можно много чего разглядеть: и коварный план Валар по выращиванию агента-Эарендиля, и гнусное нежелание помогать, пока на брюхе не приползут, и даже затопление Белерианда как памятника свободолюбивому народу. И ничего доказать нельзя, ни одной группе, ни другой. Потому что одни смотрят с Таникветили, другие с Тангородрима, а третьи и вовсе с Химринга.
И можно только показать. Показать, какой вид с твоей площадки открывается.
А спорить... иногда интересно, да. Но в основном - с теми, кто на твоей площадке или рядом. И не спорить, а обсуждать, что именно там, в золотисто-голубой (или багрово-черной) дымке, видно.

Несколько сумбурно, извините...

@темы: Толкин, размышления

Комментарии
09.12.2013 в 12:52

Некроманты, как и саперы, ошибаются только один раз...
naurtinniell, позволю себе влезть, хотя я сейчас тоже очень сумбурный.
Мне сдается, что многое зависит не только от согласия/не согласия с авторской точкой зрения. Многое зависит от того, что вообще ты ищешь в книге. Захочешь ли ты примерять авторские принципы на себя или просто примешь их к сведению и отложишь в сторону.
И еще один момент, который кажется мне основополагающим в фэндомных спорах уже касательно конкретно Толкиена. Возможно, я заблуждаюсь, и буду очень рад, если так. Но мне из опыта сете-, да и не только общения видится, что многие канонисты, которые, по твоей терминологии, внутренне согласились с автором, при встрече с теми, кто с ним в чем-то не согласился, едва ли не автоматически считают, что "если не согласен - расстрел ;Р, то книгу не понял и/или не понравилась". Хотя как по мне, так это вовсе не обязательно. Те, кому не нравится, имхо, вообще не станут ее обсуждать. Как максимум скажут: фигня, детская сказка или что-то подобное.
Такие вот мысли между строк.

пс. Уже стандартный в последнее время оффтоп: аватары свои с работы не вижу, так что, что выпадет не знаю, если что, не воспринимать на свой счет :)
09.12.2013 в 12:57

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Мне сдается, что многое зависит не только от согласия/не согласия с авторской точкой зрения. Многое зависит от того, что вообще ты ищешь в книге. Захочешь ли ты примерять авторские принципы на себя или просто примешь их к сведению и отложишь в сторону.
Хм, не вполне поняла. В смысле - что ищешь? Ты читаешь текст, в котором авторская точка зрения машет ушами из-за каждого куста. Можно соглашаться, можно не соглашаться, ну так я ж об этом и писала. Нет, возможно, есть крайний случай "прочел - вдохновился - сменил жизненную позицию", но этот случай я не рассматриваю вообще, очень уж он редкий.

если не согласен - расстрел ;Р, то книгу не понял и/или не понравилась
Не, я не считаю, что расстрел:) Но я точно считаю, что человек понял книгу как-то не так. Увидел не то, что заложил автор.
Ну и как следствие - вместо книги, наполненной надеждой, получил что-то мрачное, где всем плохо и тоскливо. Однако каждому, как известно, свое.

Эм, я на аватарки традиционно внимания особого не обращаю и выводов на их основе не строю:)
09.12.2013 в 14:56

Некроманты, как и саперы, ошибаются только один раз...
naurtinniell, В смысле - что ищешь? Ты читаешь текст, в котором авторская точка зрения машет ушами из-за каждого куста.

Ну и пусть себе машет, кто ж ей мешает-то :) Ну то есть серьезно, я имею ввиду, что человек ведь может читать просто ради интересно рассказанной истории. Ради сюжета, персонажей, языка, сеттинга наконец. Или, к примеру, может быть согласен в чем-то одном, но несогласен в другом. Зачем же мерить, что перевесит? Я просто хочу сказать, что далеко не всегда и не во всех случаях идея (а точнее солидарность или не солидарность с этой идеей) преобладает надо всем остальным.

вместо книги, наполненной надеждой, получил что-то мрачное, где всем плохо и тоскливо

Хм, а если наоборот? Читая что-то донельзя мрачное, где фффсе плохо, герои мрут, как мухи и вокруг сплошной армагедец, ты видишь надежду? Хотя вполне может статься и так, что автор туда эту надежду вовсе и не закладывал.
Лично мне кажется, что чем больше у разных читателей возможности увидеть в книге этого разного, тем лучше и увлекательнее книга. А больше всего мне лично нравятся произведения, в которых авторскую точку зрения надо разбирать с большой лупой :)

Ну и хорошо тогда)))
09.12.2013 в 15:01

rebellions are built on hate
Многие из тех, кто не любит Ниенну, удивятся, узнав, сколько ее мыслей повторяют. ВОт, например, про коварный план валар по выведению Эарендиля)
Но это так, почти оффтоп
По теме - у Толкина тоже "...прав, осталось выяснить, в каком томе". В фэндоме приняты (как я это вижу) концепции "ангелических" эльфов (концепт Бочаровой), акцентирование на христианском духе, пронизывающим книгу ("приход Художника в картину" и прочее). Однако как по мне, незаслуженно теряется "архаическая", "полуязыческая" часть. И подчас "бунт против автора" это бунт против этого перекоса. Получается частенько перекос в другую сторону) Короче, не всегда это бунт против автора, а чаще против устоявшегося фэндомного мнения.
Хотя есть и бунт против "сахаринности" (чего далеко ходить, мой случай - после первого прочтения Сильма у меня случилось "что за фигня, парень просто хотел творить, а его автор взял и выставил идиотом").
09.12.2013 в 15:17

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Гэллиан, Я просто хочу сказать, что далеко не всегда и не во всех случаях идея (а точнее солидарность или не солидарность с этой идеей) преобладает надо всем остальным.
Да безусловно. Но пост в принципе-то не об этом, а о том, что иногда о конкретном Толкине спорить абсолютно бесполезно.

Читая что-то донельзя мрачное, где фффсе плохо, герои мрут, как мухи и вокруг сплошной армагедец, ты видишь надежду?
Ну я так почти все книги читаю) Но опять же - речь о разнице в мировоззрении, и переубедить здесь почти невозможно.

Гэленнар, ...прав, осталось выяснить, в каком томе
В деталях - да. Но морально-идеологическая составляющая не меняется.
Однако как по мне, незаслуженно теряется "архаическая", "полуязыческая" часть.
Можешь чуть пояснить? Я просто не совсем поняла, к чему это.
Если что, я вообще не пыталась приплести христианские идеи. Я исхожу сугубо из написанного про Арду.

Но вообще-то... если уйти немного в сторону, то Толкин и не говорил, что языческие идеи не могут быть верными. Он лишь говорил, что христианские ценности выше (ну, в его понимании). Соответственно, так будет и в Арде. Уважая доблесть и отвагу, отдать победу самоотречению и жертвенности... и так далее.
09.12.2013 в 15:21

Некроманты, как и саперы, ошибаются только один раз...
naurtinniell, ок, я же тоже не пытаюсь спорить, я лишь свое мнение на эту проблему выразил :)
09.12.2013 в 15:55

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Мне вот ужасно интересно, а в западном фендоме как с пониманием идей Профа)
Потому как есть особенности национальных мышлений, в которые заложены на генетическом уровне воспоминания о костях и крови, которыми выстелена дорога в рай. И воспоминания о цене, которую заплатили несогласные с заявленным вождями светлым будущим.
09.12.2013 в 16:02

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
nolofinve, я не знаю, что в западных фэндомах( не общалась.
А фактор менталитета, может, и есть, но я затрудняюсь определить, как именно он влияет.
Гэллиан, да, я с тобой вполне даже согласна:)
09.12.2013 в 16:13

rebellions are built on hate
Можешь чуть пояснить? Я просто не совсем поняла, к чему это.
Пример раз: Ситуация с Исилдуром и кольцом. "Вира за отца" и прочее. В христианской трактовке - ну бред же. Саурон довел Нуменор до полного морального падения и физического утопления, уничтожил множество тех, кто спасся, в том числе брата и отца, какая тут вира может быть? Но архаическая традиция нам, наоборот, говорит, что приличный воин должен взять что-то, кроме жизни врага. Такие вот рога убитого оленя на стену. Можно возразить, что это кольцо диктовало - так ведь если бы кольцо диктовало нечто странное, нехарактерное, все бы удивились и поняли, что дело нечисто.А так - это выглядело естественным.
Пример два: Тингол, конечно, посылая Берена за Сильмарилом, пытается от него избавиться. Однако ни у кого не вызывает вопросов сам факт того, что Тингол мог назначить цену за руку дочери. Никто не сказал "э, мужик, в нашей культуре такого не бывает". То есть само языческое понятие инициации, этакое "докажи, что ты совершеннолетний мужчина, а не безусый мальчик, не способный защитить потомство" - вполне имеет место быть. Это не значит, что весь мир языческий - в нашем мире тоже нет христианства в каком-то чистом виде, стоит сравнить Пречистую Деву католиков и Богоматерь православных - принципиально разные трактовки одного и того же лица. Особенно, если взять именно "профанные" верования - вот тебе и язычество. Тут уже не разделишь толком. Так и в мире Арды - вроде христианская этика, а подложка под этим языческая, и она много чего определяет. Пренебречь этой подложкой - исказить мир. Как-то так.
Кстати, именно через архаическое восприятие образ Эльвинг перестает нуждаться в оправданиях вроде "она не знала, что сейчас с ее детьми и могла думать, что их уже нет в живых". Логика современных людей - дети цветы жизни, все для них, все ради них. Христианская Эльвинг, возможно, могла бы сказать "ради мира я способна пойти на смирение, пусть больше не льется кровь" и отдать камень. Все ж таки не с орками воюет, и знает, что феаноринги уйдут, получив камень. Но языческая традиция не позволяет простить кровь предков. Именно языческая традиция. Языческая королева - она прежде всего королева, а потом мать, т.к. если она даст слабину, то ее дети уже не короли, даже если королевство сохранится.
Это я к тому, что в некоторых дискуссиях фэндом забредает не туда в попытке найти объяснение. Не туда - по моему мнению, естественно)
ЗЫ, С другой стороны "Мандос козел, требует смирения" это уже перетягивание одеяла в другую сторону, в более языческую, чем требуется
09.12.2013 в 16:14

rebellions are built on hate
Мне вот ужасно интересно, а в западном фендоме как с пониманием идей Профа)
Мне тоже интересно. Надо призывать Кеменкири в коменты, может чего скажет))
09.12.2013 в 16:25

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Гэленнар, ага, спасибо, поняла мысль. Не скажу, что полностью согласна, правда.
Не, что местами вполне себе архаические традиции бегают (правда, языческими я бы их не назвала) - факт. И вира, которую Маэдрос за погибших во Льдах предлагал, туда же.
Но, имхо, мир Толкина вполне себе двухслойный. Назвать его христианским нельзя, но христианские ценности он обычно ставит выше архаически-языческих. С тем же Исилдуром - да, у него были основания брать виру, однако же выбросить Кольцо, отказавшись от этой самой виры в том числе, гораздо правильнее. Или взять того же Турина, который - в лучших традициях язычества - бросает вызов судьбе. Но огребает-то он не за это, а за отсутствие неких моральных устоев (при всех его положительных чертах).
Насчет Эльвинг, кстати, не согласна. Но за персонажей мы тут говорить не будем)

Надо призывать Кеменкири в коменты, может чего скажет))
Неплохо бы))
09.12.2013 в 16:38

rebellions are built on hate
Но, имхо, мир Толкина вполне себе двухслойный
С этим я не спорю. Я говорю, что обычно один слой сильно недооценивают в пользу другого (причем в разных вариантах)
Насчет Эльвинг - я привела трактовку, которая, на мой взгляд, логична. Это не значит, что она единственно возможна или единственно верна)
09.12.2013 в 16:41

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Гэленнар, это да, насчет недооценивания (или вообще обнаружения левых слоев) соглашусь:)
09.12.2013 в 17:17

«Вон папенька спит, никого не слушает — а потому всех любит».
если в голове упорно стучит простая мысль - что-то вы, Профессор, не то написали - тогда восприятие будет совсем другим

naurtinniell, само собой: каждый видит только то, что способен увидеть. Практический опыт [общения] показывает, что (к примеру) ницшеанец практически всё читает не так, как (к примеру) я. )) Не говоря уж о текстах Толкина. ))
09.12.2013 в 17:24

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Snow_berry, вот-вот, в том и беда половины споров)
Если человек смотрит из пункта А, то так он видеть и будет. И не сдвинешь. И спорить бесполезно (это я себе).
09.12.2013 в 18:01

Ты же, мил человек, не будь Гренделем...
И вира, которую Маэдрос за погибших во Льдах предлагал, туда же.

Извините, что вмешиваюсь, но в оригинале стоит "they were given to Fingolfin by Maedhros in atonement of his losses", где слово "losses" можно понимать двояко, и точно отсутствует слово "wer(e)gild". Кроме того, вира — денежный штраф за убийство, и применительно к Хэлькараксе это слово предполагает, что Первый Дом убил погибших во Льдах, в правомерности какового взгляда у меня есть сомнения.
09.12.2013 в 18:31

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Хейлир, извиняться не надо, а за поправку спасибо!
Думаю, убийством это считать в строгом смысле нельзя, ну так и вирой дар не является. Но, кмк, это может служить примером как раз "платы во искупление".
09.12.2013 в 22:40

«Вон папенька спит, никого не слушает — а потому всех любит».
*Флегматично* Хотя, вообще [при том, что, ясен пень: парциальная перцепция и «наблюдаемое – свойство наблюдателя», и мировоззренческий подход, и всё прочее, что психике причитается…], диву даёшься, как мы, люди, прочитываем написанное. То есть, вообще. )))
Ну чёрным по белому ж напечатано, чьё намерение — “to subdue” подавить и подчинить. И “over other wills”. Нет жеж. Прочитаем, как надо, — в соответствии с генеральной линией. )))
09.12.2013 в 22:49

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Snow_berry, уметь читать между строк, безусловно, полезно. Но иногда не стоит забывать и о самих строках. Иногда в темной комнате черной кошки нету)
Вот да, написано - так. А кажется, что иначе, потому что смотрим с другой высотки, нежели автор... и пытаемся подобрать под свое вИдение цитаты.
09.12.2013 в 22:54

«Вон папенька спит, никого не слушает — а потому всех любит».
Иногда в темной комнате черной кошки нету

naurtinniell, Но если её держат в уме... Пиши пропало. )))
09.12.2013 в 23:12

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Snow_berry, то эта кошка выберется на свободу и закопается в любой текст))))
09.12.2013 в 23:32

И будет небо там, где будем мы (с)
И не спорить, а обсуждать, что именно там, в золотисто-голубой (или багрово-черной) дымке, видно.

Вот да, это точно. И что бы не обсуждать свою "дымку", а чужую оставить в покое...
09.12.2013 в 23:35

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Айлэмэ, так хочется же показать то, что видишь сам!
09.12.2013 в 23:41

И будет небо там, где будем мы (с)
naurtinniell, это да, но я имела в виду споры, переходящие в холивары.
09.12.2013 в 23:45

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Айлэмэ, а это попросту бессмысленно. Но явление вполне ясное - мы же лучше знаем! Каждый лучше знает)
10.12.2013 в 01:06

Зомби с мертвыми глазами (с). Позор Дортониона. Латентный триффид.
Вторая часть не верит, что Арда - благородный, чистый и справедливый мир, мир, который таков в первую очередь благодаря своим Стихиям. Вот не верит - и все, это, видимо, на уровне желудка, мировосприятия и собственного жизненного опыта.
Как представитель этой самой второй части :) попробую объяснить причину скептического отношения.
Арда действительно чистый и справедливый мир - в потенциале. Он был создан и населен добрыми существами, в нем есть место благородству, подвигу, самопожертвованию, любви, взаимопомощи, радости, преодолению и восхождению. Но принять сердцем мир, в котором есть деление на "high" и "lesser" Men я не могу, как не могу понять, почему поход Ар-Фаразона это "rebellion", а не военная агрессия, отвратительная не менее и не более, чем экспансия Нуменора на материк. Ну и всякое такое прочее.
10.12.2013 в 07:56

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Дягиль болотный, хнык, можно в общении со мной давать цитаты по-русски?) А то всех нюансов значения слова "rebellion" я не помню(
По сути - понимаю, да. Я могу и понимаю, что хотел сказать Профессор, но поняла, что напрягает тебя
10.12.2013 в 20:06

И будет небо там, где будем мы (с)
naurtinniell, ну да. Тут ведь, как вы, имхо, верно заметили, дело в разнице взглядов на мир. То, что кажется хорошим вам, может не показаться таковым мне и наоборот.
10.12.2013 в 21:08

Зомби с мертвыми глазами (с). Позор Дортониона. Латентный триффид.
naurtinniell, у-упс, прости, я стормозила. Rebellion в смысле "восстание". Еще переводят (в Письмах, в частности) как "бунт".
10.12.2013 в 21:12

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Дягиль болотный, я помню, что восстание, я не помню, какой именно оттенок - положительный или отрицательный. Емнип, то же слово в отношении верных Феанорингов в Гаванях, нет?
А по сути - таки да, нуменорцы восстали против Запрета. Все логично.
Айлэмэ, вот именно. И первична разница мировоззрений, а не умение/неумение читать.