11:33

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Случайно пробежавшая мысль. Толкин очень-очень много пишет о любви, о браке - от трагедий до Лэ. Множество примеров дружбы, самой разной. Немало написано про отношения "отцов и детей". И ничего (или почти ничего) - о матерях. Ну, разве что Аредэль... И все, пожалуй. Интересно, отчего так? Потому что вот эта связь матери и ребенка для англичанина не столь глубока и сакральна, как для славян? В европейской литературе вообще меньше на эту тему, чем в русской. Или это лично толкиновское мировоззрение? Или я чего-то не вижу?

@темы: Толкин, размышления

Комментарии
22.10.2012 в 11:53

rebellions are built on hate
Ну, вот как раз обсуждаем у gondolinde Морвен... вполне себе мать
22.10.2012 в 12:00

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Melwyn, счас посмотрю... Та еще мать, скажу я вам. Не слишком ее дети волнуют.
22.10.2012 в 12:54

Жизнь - это плаванье в дальние края
Мелиан, Идриль, Нэрданель, Гилраэнь...
22.10.2012 в 12:59

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Earwing, Мелиан пережила смерть дочери - но не мужа. Сыновья Нэрданель явно любили отца сильнее.
Остальные же две... Нет, я не скажу о них дурного слова - но именно связь мать-дитя интересует Толкина меньше всего. Да, Идриль многим готова рискнуть ради сына, да, Гильраэн ждет, когда сын вырастет... Но это проходной мотив, вскользь упомянутые моменты.
22.10.2012 в 13:01

Рагнарек не пройдет!
naurtinniell, мужик потому что. И я ж не шучу. :)

Мать Арагорна забыли.
22.10.2012 в 13:05

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
gondolinde, ну видимо да - потому что мужик)) Суровый. С другой стороны, в нашей классике тоже одни мужчины)
Нет, не забыли, но она ведь тоже - промельк. Не ключевой момент сюжета.
22.10.2012 в 13:09

Жизнь - это плаванье в дальние края
Мелиан пережила смерть дочери - но не мужа.
"И не было в тот час скорби горше, чем скорбь майи Мелиан..."

Сыновья Нэрданель явно любили отца сильнее.
Поэтому Умбарто пытался тайком вернуться к маме?


Идриль многим готова рискнуть ради сына,
Мирная мудрая ваниэ, защищая сына, хватает меч и превращается в разъяренную тигрицу. ИМХО, уникальный для эльфов и Арды вообще случай.

Гильраэн ждет, когда сын вырастет...
"Я отдала надежду дунаданам, не оставив ее себе..."

но именно связь мать-дитя интересует Толкина меньше всего.
Но именно такая связь оказала огромное значение на всю дальнейшую судьбу Арды! Связь Мириэль-Феанор, как к ней не относится, сыграла очень значительную роль в произошедшем.
22.10.2012 в 13:24

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Earwing, "И не было в тот час скорби горше, чем скорбь майи Мелиан..."
Да, это понятно, я помню про скорбь и вовсе не говорю, что Мелиан была плохой матерью. Просто материнство там не во главе угла. Ни у нее, ни у Толкина.
Поэтому Умбарто пытался тайком вернуться к маме?
В Шибболете много чего было, там еще Арда круглая.

Еще раз - я никого не хочу обидеть, кроме Толкина. Которого этот вопрос не сильно интересовал, кажется. Да, Идриль хватается за меч, защищая сына... Но там на первом месте муж, все равно. И у Гильраэн так же. Это не им упрек, а Толкину - для него это, кажется, естественное состояние.

Связь Мириэль-Феанор, как к ней не относится, сыграла очень значительную роль в произошедшем.
Да не было там связи! Там связь Мириэль-усталость и Феанор-его обиды!
22.10.2012 в 16:09

rebellions are built on hate
Но там на первом месте муж, все равно. И у Гильраэн так же
Э... У Гилраэн-то где? Там муж с сыном и пересечься-то толком не успели. Чисто по времени
22.10.2012 в 16:52

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Melwyn, а, сорри, я уже канон плохо помню. Ладно, соглашусь - Гильраэн вполне себе нормальная мать (о, нашли пример:)) И все-таки эта тема явно не из любимых Толкином...
22.10.2012 в 17:04

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Мириэль забыли ))) Мать перемать же )))
* сорри - не забыли.

я не знаю как это должно быть объяснено, но Сильм, всетаки эпос ... (и не вспоминая даже, что Авраам родил Исаака) это просто стиль упоминать женские линии только в случае исключительной важности, а происхождение литературы не столь важно.
22.10.2012 в 17:40

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Girdle of Melian, Мириэль я была бы счастлива забыть, а вот фигушки)))

Эпос эпосом, но складывается ощущение, что эта тема Толкина вообще не слишком интересовала.
22.10.2012 в 18:48

It was one kingdom, once (с) Kings rising, C. S. Pacat
naurtinniell, согласна. Особенно, если сравнивать с Роулинг, где тема матерей раскрыта так, что дальше некуда. Думаю, что это не английская черта (Роулинг тоже англичанка), а от того, что Толкин мужик, а Роулинг нет :)
22.10.2012 в 18:58

Жизнь - это плаванье в дальние края
Зато тема отцов и детей раскрыта полностью.:)
22.10.2012 в 19:07

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Ассиди, о, кстати да - у Роулинг с этим лучше... Ей бы еще таланту Профессорского. Но опять же - в английской литературе подобных прецедентов мало)
Earwing, так про это я написала. Но меня именно матери интересовали.
22.10.2012 в 19:55

Мы не можем ждать милостей от судьбы, взять их у неё - наша задача
naurtinniell, он ведь полусирота сам. Не дружит он с этой темой.
22.10.2012 в 20:04

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Гилраэн и Арагорн...

Ну да, скорее всего, Толкину больно об этом писать, потому что с детства травма на этой почве...
22.10.2012 в 20:06

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
И есть такой тип людей, у которых муж/жена на первом месте относительно ребенка. Даже среди женщин такие бывают, хотя их и меньше, чем с обратным отношением.
22.10.2012 в 20:09

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
tyelpelaure, вот, видимо, да. Я подробностей его биографии не знаю, но что-то такое чувствуется...
Ilwen, есть, конечно, но чтобы все героини поголовно... Видимо, и правда собственная история сказалась.