А точнее, об одном из валаамских игуменов, самом, пожалуй, известном.
читать дальшеИгумен Дамаскин, в миру Дамиан Кононов.

Родился Дамиан в 1795 году в простой крестьянской семье в небольшой деревушке где-то в Тверской губернии. Когда ему было три года, старшая сестра уронила мальчика, тот упал и сломал ногу. Кость срослась неправильно, так что всю свою дальнейшую жизнь он хромал... В молодости еще и испытывал жестокие боли при ходьбе.
Был Дамиан тихим, замкнутым и внимательным ребенком - в детские игры калеку, понятно, не брали, да и в семье любили, конечно, но калека - это обуза.
Когда ему исполнилось восемнадцать, несколько односельчан решили отправиться в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Дамиан уговорил родителей отпустить его с ними и пошел. Пешком. Из Тверской губернии - в Киев. И дошел. Там, в Лавре, боль в ноге оставила его навсегда, хотя хромота и не прошла. Тогда же к Дамиану пришла мысль о монашестве.
Он вернулся домой, несколько лет паломничал по северным обителям и в конце концов понял, что его монастырь - это Валаам. Какое-то время жил трудником, потом послушником, затем принял постриг...
Несколько лет прожил отшельником, а потом вернулся к братии. То были непростые годы для обители - внутренние раздоры, внешние проблемы, так что из Санкт-Петербурга прибыл тогдашний благочинный епархии, архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Прибыл, пожил, поглядел, во всем разобрался и вывел заключение, что в первую очередь надо менять настоятеля, и единственный, кто к этой должности пригоден - инок Дамаскин, отшельник... Даже не иеромонах. Его спешно вызвали в Петербург, рукоположили и спустя год он вернулся на Валаам уже настоятелем. Это произошло в 1839 году, а всего на игуменском посту он пробыл 42 года...
В 1839 году Валаам был монастырем третьего штата, бедным, почти никому не известным. Духовная жизнь была... скажем откровенно, почти и не было - братия "погрязла в мелких дрязгах" (из отчета архимандрита Игнатия). В 1881, в год смерти игумена Дамаскина, Валаам знала вся Россия...
Это при нем было открыто регулярное параходное сообщение с Санкт-Петербургом. Это при нем был организован (трудами братии) водопровод, всего лишь годом позже, чем в столице Российской Империи. Это при нем было открыто более 30 различных мастерских, построено шесть скитов, ферма, гостиницы...
Это при нем голая скала с диким северным лесом, где толщина почвенного слоя - 15-20 см на пригорках и чуть меньше метра в низинах, стала настоящим раем... Там стали расти - и прижились! - североамериканские сосны и пихты, сибирские кедры и клены, дубы и липы... На той же голой скале были разбиты великолепные сады и цветники - почву для них готовили по сути руками, приносили на себе из низин, смешивали с перегноем, держали годами... Там и по сей день растут яблони и куртины красной смородины, которые помнят игумена Дамаскина. Жаль только, что больше нет того дивного розария, о котором писали, как о чуде - да он и был чудом там, на каменном северном острове! Чудом, которое сотворил Господь, потому что сотни людей трудились там - во славу Божию.
Это при нем на Валаам стали приезжать художники, писатели, композиторы... Это ему дарили свои пейзажи Шишкин и Васильев, это при нем были на Валааме Фет и Тютчев, Лесков и Дюма, Апухтин, Чайковский...
Это он, крестьянин, без образования, едва научившийся писать и читать - вел обширную переписку с Регелем, Соловьевым, Востоковым. Эти письма сохранились, они опубликованы... Он говорил с академиками, как с равными, потому что если у игумена Дамаскина и не было образования, то была такая мудрость, что ему внимали и они...
Он умер в 1881 году, или, как говорят православные, отошел ко Господу. Тихо и кротко, вопреки своему весьма резкому и вспыльчивому характеру... Он был правителем, "Петром Великим Валаама", но и монахом. Прежде всего - именно так. Простым иноком. И самое важное, что он сделал - это было духовное возрождение обители. 130 лет прошло, а его помнят, люди, деревья, камни...