Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Нам сулят многие беды и предательство — в первую голову; об одном лишь сказано не было: что нас погубит страх, трусость или боязнь трусости.
Куруфинвэ Феанаро (из аманскких речей).
Если честно, заглавный персонаж никогда не был среди моих любимых (там эльфов вообще немного), но я всегда верю Профессору. Если он Тургона пишет благородным владыкой (а ощущение именно такое), значит, так оно и есть. А его почему-то в фэндоме не очень любят. Так что небольшая дискуссия с  nolofinve вдохновила меня пойти и покопать тексты - а что по этому поводу думал сам Профессор?

Открыла я Сильм в переводе Эстель и нажала комбинацию клавиш Ctrl+F, и ввела "Тургон".
Нашлось много

Если честно, дальше Сильма лезть было лениво, так что если кто-то что-то дополнит или опровергнет - приму с благодарностью.
Небольшой анализ полученных данных показал следующее.
Во-первых, эпитеты, коими персонажа награждает автор: отважный и мудрый. О чем-то говорит, но пока голословное утверждение. Дальше. Ближайшим другом Тургона неоднократно назван Финрод. Они, разумеется, одногодки и родичи, но вряд ли это единственный повод для близкой дружбы. Я всегда верила поговорке "скажи мне, кто твой друг...", а кто посмеет сказать что-то нелестное про Финрода - будет иметь дело со мной.
Во-вторых. О трусости. Трус не вышел бы на Нирнаэт, а сидел бы спокойно в скрытом городе.
А о том, что он "послушен Ульмо"... Ну все уже были умные, Валар не слушали, а слушали Феанора. Результат превзошел все ожидания. Тургон мудрый, ему не понравилось. Он подумал, что Ульмо все-таки зла ему не желает, поработить не пытается и знает больше. И последовал валарскому совету. Имхо, тем самым спас многих и многих (а в конечном итоге - всех).
Отступить, спрятаться, уйти - это ведь тоже поступок. И непростой. "Таким для отступления требуется очень много мужества" (АБС). Иногда осторожность должна брать верх над отвагой, а мудрость - над всеми родственными чувствами. Когда помочь ты можешь одним единственным способом - если выживешь (а так оно в конце концов и получилось).

Кстати, уж кто-кто, а Моргот идиотом не был от слова совсем. И почему-то Тургона боялся больше всех остальных вместе взятых. А пока Моргот хоть чего-то боится - надежда есть.

В конец, разумеется, все впечатление портится. История с Хурином - это элементарно некрасиво, хоть он и раскаялся. А уж Туор... Нолдор всегда губила излишняя привязанность к делам рук своих. Что печально. Хотя гибнет Тургон как воин - с оружием в руках, под развалинами дворца (а мог бы бежать подземным ходом - не захотел)...

Сумбурно получилось, знаю. Просто обидно стало за хорошего человека эльфа.

@темы: Толкин, размышления

Комментарии
28.04.2012 в 22:14

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
Спасибо Вам за чудесный пост, право слово, надоедает, что Тургона вечно зовут то трусом, то предателем, то еще чем-то нелестным.
28.04.2012 в 22:18

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Хорошо хоть кто-то согласен... С Профессором вообще редко кто в оценках совпадает, я уже убедилась.
28.04.2012 в 22:20

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
Честно говоря, тенденция не соглашаться с ним удивляет, я честно не могу понять, отчего так.
28.04.2012 в 22:22

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Я тоже не совсем понимаю. То есть пара версий у меня есть, но не сильно лестных, поэтому я их не озвучиваю обычно:)
28.04.2012 в 22:23

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
*меланхолически*
и никто не знал, куда они делись - ключевая фраза.
И - да - никто ведь Тургона в моем фике в трусости не обвинял. Бросить на произвол судьбы отца и брата можно было по тысяче других причин, но все равно в тех условиях это было предательством. Мудрым, разумным - но предательством.
Кстати, посмотрим на Финрода, получившего такую же инструкцию. Он строит тайный град Нарготронд. Но...
- Местонахождение этого града известно лордам-воителям: КК нашли его без труда.
- Участок фронта Финрода - Центр. Финрод не только не отводит оттуда войска, но и доверяет командование родным и любимым братьям, которых мог спрятать в Нарготронде. Однако...
- Финрод строит Минас-Тирит - ключ от Западного Белерианда и доверяет его еще одному брату. Которого тоже мог укрыть в надежном месте, однако Артаресто пришлось биться с самим Сауроном.
- В Дагор Аглареб участвуют воины Ард-Галена.
- В Дагор Браголлах геройски сражается весь Третий Дом. Включая Финрода, который вообще-то должен был оставить войско для обороны тыловой базы. Однако - он кинулся в бой.
А Моргот боялся не Тургона, а пророчества о его потомстве. Однако - если бы Тургон сражался как положено, может быть Эарендилю и не пришлось бы плыть в Аман))
28.04.2012 в 22:30

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
naurtinniell, ну раз нелестные то действительно не стоит :)
28.04.2012 в 22:31

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
А я вас ждала...
Тургон выполняет советы Ульмо. Еще раз, для меня это - железобетонный аргумент, полагаю, для Финголфина с Фингоном - тоже. Уже поэтому не предатель.
У Финрода никаких особых инструкций не было. Просто - потайной город.
А силой оружия Моргота все равно не одолеть, это неоднократно подчеркивается, так что не будь Гондолина - до Туора Идриль бы не дожила, и Эарендил в Аман действительно не поплыл бы...

Включая Финрода, который вообще-то должен был оставить войско для обороны тыловой базы. Однако - он кинулся в бой.

И результат? Ард Гален гибнет бессмысленно, в огне. Финрод чуть не попадает в плен, если бы не Барахир - все было бы совсем печально. Геройство не всегда есть единственный путь. Я их не осуждаю ни в коем случае, но результативность подобных действий - ноль (где-то у Ассиди валялся разбор Дагор Браголлах с неутешительным выводом - воевать не умеют. Никто, кроме Маэдроса).
28.04.2012 в 22:32

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
aeriala, *поправляя Драконий Шлем Дор Ломина*
Это почему не стоит? Корзина на тапки приготовлена, а доспех выдержит :gigi:
28.04.2012 в 22:34

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
nolofinve, у вас в шлеме дырка... Счас туда прилетит помидором)
Обижать никого не хочу, вот поэтому и не стоит.
28.04.2012 в 22:34

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
nolofinve, ну лично я предпочитаю говорить людям или хорошее/нейтральное, или вообще ничего. Предполагаю, что и другие могут придерживаться таких же взглядов.
28.04.2012 в 22:37

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
naurtinniell, И Тургон и Финрод видели одинаковые сны. Но исполнили их по разному - в своем понимании долга.)
Не победить Моргота? Так ведь если так думать - тогда зачем была вся эта история с Исходом, осадой Ангбанда, бесконечными битвами.
Они верили - что победят. Особенно верил Фингон - чистый дух, белое пламя. И они победили бы - если бы не Проклятие севера. И если бы сумели переступить через свои обиды во имя единства.
Но Боги не оставили их в покое, даже прокляв.
"Сломав сильного - прими его покаяние" Ф. Ницше о подобной ситуации.
28.04.2012 в 22:43

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
nolofinve,
Финрод видел один сон. Тургону Ульмо являлся трижды и много чего насоветовал.
Дальше. Верить-то верили, но накосячили слишком много. Фингон, может, и не косячил, но сыновья Феанора за всех постарались, ну и еще кое-кто о мелочи...

Но Боги не оставили их в покое, даже прокляв.
Это точно, что не оставили. Помогали, подсказывали, когда просили - спасали. Просто нолдор были гордые, прям как Мелькор.
"Сломав сильного - прими его покаяние" Ф. Ницше о подобной ситуации.
Никто их не ломал, кроме Моргота. Нашли крайних, Валар во всем виноваты. Валар этих идиотов предупреждали-предупреждали... А покаяние, кстати, приняли - у тех, кто каялся. Фингон, например. Финрод, например. Эарендил, например...
И не надо мне про проклятие! Это было - предупреждение, констатация факта, который нолдор себе сами организовали. Не предупредить, по-вашему, лучше было бы?
28.04.2012 в 22:47

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
nolofinve, имхо нолдор заслужили это проклятие. Своими же действиями.
28.04.2012 в 22:48

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
aeriala, а по-моему, это не было проклятьем в чистом виде. Хотя я уже высказалась.
28.04.2012 в 22:50

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
naurtinniell, согласна, не было. На самом деле тоже воспринимаю скорее, как пророчество, но тут его назвали проклятием, и я повторила слово.
В общем, имхо, нолдор сами виноваты, что их судьба сложилась так. Они это заслужили своими поступками.
28.04.2012 в 22:52

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
aeriala, да, безусловно. Каждый получил то, что заслужил.
28.04.2012 в 22:54

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
naurtinniell, Да-а - лучше не предупреждать... Любой психолог скажет - веришь в черную кошку и в сглаз, и случится по вере твоей.
aeriala, К моменту Пророчества Севера - нолдор успели только подраться в Альквалондэ, о чем сами горько сожалели. Пророчить за это смерть от оружия пыток и горя - не слишком ли суровый приговор? Виновным и невиновным - все одно.
28.04.2012 в 22:56

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
nolofinve, не считаю суровым и не верю в раскаяние ПД. Это не приговор - это предупреждение. Кто захотел - послушал, кто не захотел - знал на что идет, все честно.
28.04.2012 в 23:00

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Да-да, ПД так раскаивался, так раскаивался, что аж тайком уплыли и корабли пожгли...

aeriala права, нолдор честно предупредили - кто ушел, тот сам себе злобный буратино. У Второго и Третьего домов был выбор. Даже у Первого, у тех, кто не клялся (в смысле, у рядовых эльдар). Если пошли - значит, все виноваты. Вспомните поединок Финрода с Сауроном - он проигрывает, потому что на нем есть вина. Невиновные дома остались.
28.04.2012 в 23:02

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
aeriala, Хм... А что - ПД не эльфы, что ли? И им не жалко было своих собратьев? Каялись - и активно, Маглор вон целую поэму-плач написал.
Ну и - не совсем честно сделать уход из Арамана невозможным изначально. Не верится мне в патологическую жадность Телери, тут скорее указание сверху имело место быть)
28.04.2012 в 23:04

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
nolofinve, эльфы и что с того? Некоторые их дела тянут совсем не на эльфийские и даже не на человеческие. И что с того, что поэму написал, от этого кому-то легче? Маглор, кстати, самый адекватный из них.
не верю в теорию заговора, я знаю, Вы ее любите, но не верю.
28.04.2012 в 23:05

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
naurtinniell, Ну, то что они тайком уплыли - это уж разборки между Домами, это другое.
И какая ж это на Финроде вина - кроме той, что не вернулся, когда Судью услышал? Вот она - главная вина и есть, непослушание)) Да-а - и как это бы выглядело, если б воины бросили лордов. Совсем не эпически, ага)
28.04.2012 в 23:06

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
aeriala, От раскаяния никому не легче - но это самая адекватная реакция.
А теория - это чистая имха, но такая соблазнительная :gigi:
28.04.2012 в 23:08

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
nolofinve, тогда скажу прямо - не считаю поэму раскаянием. И вообще раскаяние нужно в первую очередь провинившемуся, а не тому, кого он обидел. Эгоистичные мотивы-с детектед :)
28.04.2012 в 23:24

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
aeriala, Правильно - ведь из них-то назад никто не вернулся, чтобы как-то загладить обиду. Но совесть мучила всех, даже самых неадекватных. Иначе это уже не эльфы были бы, а мутанты))
28.04.2012 в 23:28

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
nolofinve, не знаю насчет совести, я с ними лично не говорила, чтобы быть уверенной. Думаю, что она мучила Финрода, ибо из поединка с Сауроном понятно, а мучила ли остальных сказать не могу.
28.04.2012 в 23:38

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
aeriala, А почему они не должны были переживать? Человеки в такой ситуации - и то бы... Тут даже доказательства не нужны))
28.04.2012 в 23:44

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
nolofinve, кому не нужны, кому нужны. А что значит - человек и то бы...? Вы имеете в виду что люди плохие?
28.04.2012 в 23:51

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
aeriala, Нет - но у людей нет такого барьера перед убийством себе подобных. Если идет война между людьми, то у них всегда находится куча оправданий для всяких там экцессов типа - при реквизиции плавсредств для переправы армии были жертвы...
А эльфы - они себя не оправдывают, ибо не могут. И страдают сотни лет.
28.04.2012 в 23:55

God, make me chaste, but not yet. (c) St. Augustine / дипломированный кинковед
nolofinve, откуда уверенность, что не могут? Я, возможно, не точно помню канон, но, по мне, так такого там не было. Есть ли цитата говорящая, что все эльфы не могут? Потому что иначе я склонна полагать, что это зависит скорее от характера, чем от расы.
Заслуженно страдают, сами виноваты.