Или "как можно понять умом эльфийскую логику".
читать дальшеИтак. Нолдор в Дориате и их цензурированная сжатая версия событий, изложенная Тинголу.
Вот что говорит канон:
"Первым из Изгоев, пришедших в Дориат, был Ангрод, сын Финарфина, — он явился гонцом своего брата Финрода и долго говорил с королем Тинголом, рассказывая ему о делах нолдоров на севере, об их числе и силе. Но, будучи верен и мудр душой и почитая все вины прощенными, он ни словом не обмолвился ни о резне, ни о том, почему нолдоры стали изгнанниками, ни о клятве Феанора".
В этой цитате есть неясность: рассказал или нет Ангрод о гибели Финвэ? Это не упоминается. С одной стороны, неясно, как можно было не упомянуть. С другой - позже есть очень, ну просто очень интересный разговор Галадриэль и Мелиан.
"Порой Мелиан беседовала с нею о Валиноре и блаженстве прежних дней; но за темный час гибели Древ Галадриэль не заходила, а всегда умолкала. И вот однажды Мелиан сказала: "Какое-то горе постигло тебя и твоих родичей. Это я понимаю, но все остальное от меня скрыто — ибо ни зреньем, ни мыслью не могу я увидеть то, что произошло или происходит на Западе: тенью накрыты земли Амана, и тень легла на воды морские. Почему ты скрываешь что-то от меня?"
— Потому, что горе это миновало, — отвечала Галадриэль, — и я хочу радоваться здесь, а не тревожить радость воспоминаниями". (Перевод достаточно точный, так что без оригинала).
То есть судя по тексту, Мелиан не в курсе, какое горе постигло народ нолдор. И Галадриэль ей вот только в этот момент рассказывает.
И главное, далее есть слова Мелиан Тинголу:
"— Узнай же: они [Сильмариллы] сгубили Феанора, полагаю, еще много других, но первой из смертей, что принесли они и еще принесут, была смерть Финвэ, твоего друга. Моргот убил его пред тем, как бежать из Амана.
Долго молчал Тингол, исполнен прозрений и скорби, но, наконец, промолвил:
— Ныне ясен мне исход нолдоров с Запада, которому прежде я много дивился."
То есть Арафинвиони ухитрились ничего не рассказать даже о гибели Финвэ.
Ладно они. Никто из нолдор не рассказывал, слухи не пошли.
И никто не задавался вопросом, почему Финголфин Фин нолдоран.
Чего я не понимаю в этой эльфийской логике, так это - как оно работает.
Я не про Альквалондэ спрашиваю, а именно про Финвэ.
А Финголфин никого не смутил, потому что он король нолдор в Эндорэ, и это совсем не значит, что с королем в Амане что-то случилось
А Эльвэ вообще не доложили про нолдорские заморочки, что имя = титул). В конце концов, то, что Финарфин тоже Фин, ни у кого не вызывало вопросов.И главное, почему об этом не говорили другие нолдор. Не такая уж и тайна.
А Финарфин же стал Фином только после гибели Финголфина. По крайней мере, такая версия у Толкина есть, в вообще он имена сначала придумал, а потом увязал с "Финвэ")
Но почему Тингол не спросил, как поживает его друг, и чего сам не приехал, - уже странновато.
Но Фингон, Тургон и Гил-Галад соответственно при этом называются верховными королями, и наличие где-то за морем Финарфина им не мешало. И даже когда Финарфин приплыл в Средиземье, никто за корону не передрался. Следовательно, сами нолдор признали, что народ разделился на две части, и каждой нужен король.
А с Финами вообще непонятно. Финголфин добавил эту приставку к имени при живом отце, который от короны не отрекался. только в изгнание ушел (по версии Шибболет), и его стали так называть, не спрашивая, с какой это радости. Как следствие, все зависит не только от реального титула, но и от личной наглости)
А уж Тингол и вовсе не обязан был разбираться, как Финвэ изначально своего сына назвал, как этот сын сам назвался, и как имя на синдарин перевел. Может, ему просто Голфин не понравилось?)
В общем, не так важно, что с именами, как то, что с титулом) видимо, да, Тингол счел, что это просто странные обычаи странных нолдор)
Но так я понимаю логику Ангрода. Если рассказать про Финвэ, придется рассказывать и обо всех прочих, в том числе и про Ольвэ, так что лучше обо всех молчать.
А так согласен, что это просто общая особенность эльфийского менталитета
и почему мне при этом вспомнилась директива: "Не спрашивай - не говори", упс)))Гэллиан, потому что в таком случае не пристать с обоснованными расспросами - "не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть".
Приехали нолдор, назвались родичами из Валинора. Вот ты бы расспрашивал про Финвэ, Оромэ, Ольвэ, жену Ольвэ, детей Ольвэ, прочих непоименованных телери, с которыми явно дружил?
А если тебе на простые вопросы не отвечают и отчетливо напрягаются?
Зачем? И главное, почему об этом не говорили другие нолдор. Не такая уж и тайна.
Возможно, потому, что им было тяжело об этом говорить и вспоминать, как и говорит Галадриэль. Ну и опять же, начались бы вопросы, а почему Финвэ был один, а почему с ним не было сыновей и т.д. Это бы потянуло всю цепочку, в том числе про корабли. Проще было вообще не упоминать.
Нет, возможно. Но это много интересного говорит о нолдор.
Narwen Elenrel, как минимум они были вынуждены рассказать про дочь Ольвэ) да и про сыновей Финвэ и своих пап тоже.
И для меня этот принцип и в реальной жизни работает. Если кто-то не хочет мне о чем-то рассказывать и откровенно дает мне это понять, я не стану в это лезть. Исключение возможно, только если прямое умалчивание и невмешательство угрожает жизни умалчивающего.
Так что не вижу в поведении Элу ничего странного. А про остальных нолдор, ну у него с ними и контактов, прямо скажем, было не так уж много. Конечно, можно считать, что то, что слухи вообще не пошли до определенного момента, больше похоже на художественное преувеличение. Но, имхо, за пределы того, что мы знаем об эльфийском обществе и эльфийском менталитете, это все равно не выходит. Они столетиями хранили тайны о целых государствах, к примеру.
Да. Не вижу в этом ничего невероятного.
Но для меня "сложное лицо" в ответ на многие вопросы "как там А, Б и В" - это повод заподозрить что-то нехорошее, случившееся с А, Б и В. И при этом сдержать все вопросы и не трогать - ну, это в общем правильная и человеческая, но очень редкая реакция.
Особенно когда ситуация уровня "случилось со всем народом, а я вообще-то король".
Вообще есть такой народный метод как "спросить". И если не бояться нажать на больное, то прямыми вопросами можно выжать довольно много.
Вот поэтому я и предполагаю, что это особенность менталитета - не выспрашивать, когда собеседник явно показывает, что рассказывать не хочет. Потому что дальше по текстам Тингол не отличается привычкой тщательно выбирать слова и беречь чувства тех, с кем общается.
А, то есть морально пытать собралась. Молодец, чо.