Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Вот всегда было интересно понять, откуда они берутся и почему настолько живучи. Ладно ещё, когда речь идёт об образах персонажей - в Сильме многие прописаны конспективно, на этот конспект наложить два-три хороших фика с одинаковой трактовкой - и готово дело, ещё у одного читателя прописался тот или иной хэдканон. Гораздо интереснее, почему некоторые сюжетные моменты раз за разом разными людьми читаются одинаково мимо текста.
Суперстандартный (в смысле, я много раз встречала) вариант о тёмных майар, ждущих в Ангбанде Мелькора из Валинора. Что Ангбанд был разрушен и восстановлен уже после гибели Древ - почему-то массово не читают. Так же массово встречается Дориат в Предначальную Эпоху, хотя Завеса появляется только после Унголиант и Первой Битвы.
Регулярно встречается сюжет "Феанор пришел в Альквалондэ договариваться с Ольвэ о кораблях", хотя казалось бы главы о Феаноре читают все, даже те, кто пропустил Валаквенту и о синдар эпопея в Альквалондэ расписана достаточно подробно, и Ольвэ там появляется уже под конец пламенных речей и отказа телери...
Ладно, что сроки вокруг Исхода прыгают у всех - это нормально, они и в каноне прыгают. Но когда начинают прыгать сроки в Лейтиан - это уже очень странно, а между тем трактовка "вот сегодня Берен через Завесу прошел, завтра с Лутиэн объяснился, а послезавтра уже с Тинголом поругался" весьма распространена. Но как?! Туда же - почему-то волк в темницу приходит каждый день, хотя путем простой арифметики выходит не больше десяти дней, за это время Лутиэн ну никак не успела бы сбежать первый раз, попасться, соткать плащ, сбежать, дойти до Дориата, и так далее, и так далее...
Идея о Войне Гнева как о блицкриге хоть понятно откуда взялась - благодаря скомканному и сверхкраткому описанию. А столь же всеобщая идея о том, что все нолдор навечно в Мандосе или по крайней мере сами считают, что они там есть/будут навечно - она откуда? В каком-то переводе Намо сказал "навсегда", а не "долго"?
Правда, очень интересно понять, откуда вот такие вещи берутся и главное - почему набирают массовость. В смысле, почему многие люди прочитывают текст одинаково неверно (я не о трактовках сейчас, я о фактологии).

URL
Комментарии
05.09.2017 в 18:06

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Суперстандартный (в смысле, я много раз встречала) вариант о тёмных майар, ждущих в Ангбанде Мелькора из Валинора.
Сильм:
«Однако валар не обшарили всех бездн и пещер, хитроумно скрытых под бастионами Ангбанда и Утумно. Много лиходейских тварей таилось там, а иные были рассеяны, бежали во тьму и скитались в пустошах мира, дожидаясь более лихих времен; и Саурона валар не нашли.»

Рассуждения о судьбах эльдар и Мандосе долгие и встречаются в разных местах, так что вполне возможно, что откуда-то это выводится.

Остальное - ну, это фендом, щито поделать...)))
05.09.2017 в 18:17

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
Регулярно встречается сюжет "Феанор пришел в Альквалондэ договариваться с Ольвэ о кораблях", хотя казалось бы главы о Феаноре читают все, даже те, кто пропустил Валаквенту и о синдар эпопея в Альквалондэ расписана достаточно подробно, и Ольвэ там появляется уже под конец пламенных речей и отказа телери...
В том же Сильме Феанор призывает телери последовать за ним, а потом говорит с Ольвэ. Не сказано, был Ольвэ среди тех телери изначально или появился потом.

Так же массово встречается Дориат в Предначальную Эпоху, хотя Завеса появляется только после Унголиант и Первой Битвы.
А это уже просто от привычки, что Дориат - это за Завесой)))
05.09.2017 в 18:22

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Narwen Elenrel, да, я помню, что там искали, но Ангбанд всё-таки отстраивается заново только после возвращения. То есть, соглашусь, если бы описывали руины-подземелья - то да, всё было бы верно, но прям целую красивую ждущую Мелькора крепость?

Рассуждения о судьбах эльдар и Мандосе долгие и встречаются в разных местах, так что вполне возможно, что откуда-то это выводится.
Не, это чисто на пророчестве Намо. Вот "никто из нолдор, кроме Финрода и Глорфинделя, не вышел", и хоть ты тресни.

В том же Сильме Феанор призывает телери последовать за ним, а потом говорит с Ольвэ. Не сказано, был Ольвэ среди тех телери изначально или появился потом.
Да, не сказано. Но говорит он именно с телери как с народом, а не лично с Ольвэ, Ольвэ подает голос именно что в конце эпизода, и я о том. И, кстати говоря, первоначально он не корабли просит, а телери зовет с собой (что весьма логично), но это уже детали.

А это уже просто от привычки, что Дориат - это за Завесой)))
Да, но Завесы не было! И Дориата как такового не было, был Эгладор!
05.09.2017 в 18:27

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
naurtinniell, ну понятно, что это неканон, просто ты спрашивала, откуда ноги растут.

Не, это чисто на пророчестве Намо.
Тогда это Злые Валар, классические)))
05.09.2017 в 18:36

Наш Добрый Друг устроит все на лад...
Ну нолдор то могли считать, почему нет. Не все поголовно, но идея могла ходить, особенно у тех, у кого был провал морали.
А с остальным согласна.

С Ангбандом только непонятно (или я плохо помню канон) - его Саурон не начал отстраивать еще до возвращения Мелькора?
05.09.2017 в 18:39

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Narwen Elenrel, возможно, оттуда, да. Но если помнят такие детали - то почему так массово выпадает момент отстройки?
Day:), ладно, соглашусь, нолдор считать могли... но объективным фактом это быть не может.
С Ангбандом - нет, судя по тексту, Мелькор вернулся и отстроил.
05.09.2017 в 18:43

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
naurtinniell, Но если помнят такие детали - то почему так массово выпадает момент отстройки?
Предположу: потому что хотят про Саурона в Ангбанде, и ни...волнует)))
05.09.2017 в 18:47

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Narwen Elenrel, логично)
С Исходом, похоже, та же фигня - воспринимается общая атмосфера, а дальше факты пытаются уложить в собственное восприятие.
05.09.2017 в 18:50

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
naurtinniell, опять же предположу: кто-то что-то откопал/вывел, оно вписалось в желаемую атмосферу, а дальше пошло уже без обоснуя, просто потому что народу так нравится.
05.09.2017 в 18:53

Наш Добрый Друг устроит все на лад...
naurtinniell, объективным нет, конечно.

Интересно, где тогда Саурон прятался.
05.09.2017 в 19:03

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Я помню в эстелевском переводе про то, что нолдор не дадут вернуться к жизни, даже если бы все убитые ими за них просили. Но учитывая "Финголфина и других соглядатаев Моргота", и то, что я не помню, кто на ком в этой фразе стоял в оригинале...
05.09.2017 в 19:06

Наш Добрый Друг устроит все на лад...
ninquenaro, Финрод же вернулся.
05.09.2017 в 19:08

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Day:), я про конкретные слова Мандоса, которые нолдор по идее слышали и вполне могли воспринять как правило, в котором исключений не предполагается.
05.09.2017 в 19:12

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Narwen Elenrel, возможно. И оно пошло кочевать из рук в руки?
Day:), я думаю, Саурон прятался сильно за Синими Горами, учитывая, что по Белерианду периодически носился Оромэ со свитой.
ninquenaro, эстелевский перевод я помню, и там как раз "Долго вам жить там, и тосковать по телам, и не найти сочувствия, хотя бы все, кого вы погубили, просили за вас". Долго. Но не вечно.
05.09.2017 в 19:16

Железо рождает силу. Сила рождает волю. Воля рождает веру. Вера рождает честь. Честь рождает железо.(c)
naurtinniell, почему бы и нет?
И снова залезла-таки в Сильм:
«Долго вам жить там, и тосковать по телам, и не найти сочувствия, хотя бы все, кого вы погубили, просили за вас.»
В принципе такое "долго" можно истолковать как "до конца мира"
05.09.2017 в 19:22

«Вон папенька спит, никого не слушает — а потому всех любит».
Day:), его Саурон не начал отстраивать еще до возвращения Мелькора?

Это, вроде, вариант «Преобразованных мифов».
читать дальше
05.09.2017 в 19:25

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Narwen Elenrel, а, такая трактовка не пришла в голову, учитывая, что про Феанора прямым текстом...
05.09.2017 в 19:27

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
naurtinniell, мне кажется, что "вечно" в этом месте складывается из этого "долго" и из фразы про то, что погибшие в Средиземье если и возрождались, то в Амане. Но как ты понимаешь, это имха.
05.09.2017 в 19:32

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
ninquenaro, да, может, такая какая-то цепочка. Просто странно, вон про Феанора прямым текстом, что он не вернётся никогда, про Финвэ тоже (и то в Шибболете есть версия, что и он вернётся), но чтобы все и сразу... тогда Феанора бы не выделяли.
05.09.2017 в 19:33

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
naurtinniell, опять же имхо, что Феанора тут можно выделить по очень разным признакам и тут уже кто какой признак увидит.
05.09.2017 в 19:43

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
ninquenaro, тоже логично.