Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Слушайте, я тут внезапно осознала и зависла. Может, у меня склероз, но я тут подумала, что на всём протяжении Сильма никто и нигде вообще не предполагает, что Сильмариллы принадлежат сыновьям Феанора. То есть если по поводу Феанора вопросов нет никаких, то с его сыновьями...
Никто, ни разу, нигде в принципе не поднимает этот вопрос, кроме Эонвэ, который сообщает, что права на Камни у них нет никакого.
Более того, я не могу вспомнить - а они сами где-то вообще к этому праву апеллируют? В Нарготронде - точно нет, КиК говорят о своей Клятве и грядущих последствиях, перед шатром Эонвэ - тоже нет, МиМ обсуждают шансы и варианты выполнения Клятвы. У Тингола Сильмарилл требуют не очень понятно с какой аргументацией, но тоже "напоминая о Клятве", в английском Сильме - я посмотрела - слова "право" вроде бы нет.
Может быть, всё-таки они и сами считали своё право на Камни несколько спорным? То есть Клятва, да, Камни нужны, но не то чтобы по законному праву владельца?
Никто, ни разу, нигде в принципе не поднимает этот вопрос, кроме Эонвэ, который сообщает, что права на Камни у них нет никакого.
Более того, я не могу вспомнить - а они сами где-то вообще к этому праву апеллируют? В Нарготронде - точно нет, КиК говорят о своей Клятве и грядущих последствиях, перед шатром Эонвэ - тоже нет, МиМ обсуждают шансы и варианты выполнения Клятвы. У Тингола Сильмарилл требуют не очень понятно с какой аргументацией, но тоже "напоминая о Клятве", в английском Сильме - я посмотрела - слова "право" вроде бы нет.
Может быть, всё-таки они и сами считали своё право на Камни несколько спорным? То есть Клятва, да, Камни нужны, но не то чтобы по законному праву владельца?
Но да, некоторые феаноринги готовы откзаться от права, но от Клятвы отказаться не могут.
По-моему, речь не столько об отказе, сколько о сомнении в наличии такого права.
Понимаешь, формулировка "верните нам Камень, потому что он наш, а если не вернёте - то Клятва" - это не совсем то же самое, что "верните нам Камень, а иначе Клятва". И первое звучит гораздо убедительнее, честно говоря.
У меня вопрос - а оно хоть раз было в такой формулировке?
И у нас есть разговор Маэдроса с Маглором, что тоже редкость.
Посмотри, пожалуйста, я посмотрела, где дотянулась, упоминаний не нашла. А вдруг что-то где-то есть...
Так что в наличии у нас Лосты ("другие собирают в свои сокровищницы наше наследие (heilooms)" - это все-таки ранний текст) Лэйтиан (в словах Финрода про "владение по праву (right)").
В сюжете, где Сильмарил требуют у Тингола перед Нирнаэт, в версии 5 тома стоит claim - это скорее "притязание", т.е. право, которое предъявляют, а не то, которое имеют по умолчанию (а в Серых Анналах этого сюжета нет). То же слово - в 4 томе, там, где говорится, что Манве не в силах отменить Клятву, если давшие сами от нее не откажутся.
А "right" - это, соответственно, Финрод (до всего, что право есть) и Эаонве (после всего, что права нет, причем вместе, у "Феанора и его сыновей").
То есть я бы это нагло суммировала так, что ДО событий Лэйтиан кто-то (скорее из Нолдор Исхода) может считать, что у сыновей Ф. есть некое "право", а вот после - это уже "притязание", а право если и было - то ку-ку.
Так что на самом деле (с точки зрения кого угодно кроме сыновей Ф.. как раз "право не равно Клятва", это разные вещи. И сами они, похоже, за вычетом ранних Лостов имеют в виду именно Клятву.
Вообще меня это очередной раз навело на мысли, что у эльфов нет наследственного права в нашем смысле, за ненадом. А в смучае с гибелью кого-то ситуации экстремальны и могут отличаться своеобразием. И привычным нам образом у них насоледуется, кажется, только королевская власть. А личне вещи
и Сильмарилыкого-то погибшего, видимо, в рамках общего здравого смысла переходят тем, с кем он вместе ими пользуется (скорее всего семье, но если это, например, несемейный эльф, работающий с несколькими другими в мастерской, или если его семья занимается совсем другими ремеслами - то, например, его рабочие инструменты и сама мастерская скорее перейдут к товарищам по ремеслу).А вот эта мысль "это наше-наше-наше, любой ценой наше" - она очень не-эльфийская. Но очень понятная людям - и, кстати, гномам, у которых смена поколений-то вполне есть. И кстати, даже с той же властью идею "если ЭТО принадлежало отцу, то оно непременно будет принадлежать сыну" запускает Феанор, причем, по мнению тех же Валар - явно неправомерно.
А я имею в виду именно сыновей Феанора.
Я примерно так и думала - что точка зрения эльфов на наследование сильно отличается от нашей.
с точки зрения кого угодно кроме сыновей Ф.
А мне вот кажется, что и с их точки зрения тоже. То есть они хотят Камни не потому, что это их Камни, а потому, что у них Клятва. Нет у них святого права, просто им свои души важнее всего остального.
Насчёт наследования власти - да там и с ней не вполне однозначно, ты права - эту идею запускает Феанор, и не то чтобы с ним были согласны все или хотя бы половина! Так что право наследования власти утрясали прямо на бегу.
Причём синдар, кажется, тоже на бегу утрясали и взяли пример с нолдор или с людей, похоже. Потому что странно, очень странно звать править Диора, когда вот тут есть семья Эльмо, которая в Дориате живёт всю жизнь и явно "в теме" происходящего в стране.
Оттого мне утверждение Хельги на Весконе, что Клятва есть конспективное изложение мировоззрения Феанора... ммм... показалось странным. :/
Прошу прощения, что влезла.
Кхм... Мне тут давненько мнится кое-что.
Насчёт прав на власть/главенство/первенство — и формулировок.
Если я ничего не путаю, слова о морготовом поклёпе на Финголфина впервые появляются в «Наброске мифологии» (и далее неоднократно повторяются с небольшими вариациями):
“Morgoth lying tells Fёanor that Fingolfin and his son Finnweg are plotting to usurp the leadership of the Gnomes from Fёanor and his sons…”
«Моргот облыжно говорит Фэанору, что Финголфин и его сын Финвег замышляют отнять главенство над номами у Фэанора и его сыновей…»
Не могут ли означать эти слова (“Morgoth lying tells”), что и идея о главенстве [праве на главенство?] (замечу: при живом Финвэ!) непосредственно морготова?
Помстилось, быть может. )
Если бы это была "морготова идея" Феанор бы чрезвычайно удивился и сначала ничего не понял. Нет, не думаю. Это все было сразу, Феанор считал себя "первым" и "истинным наследником", а у Моргота только потому легко все получилось, что у самого Феанора подспудно эти мысли вызревали (хотя бы насчет "места в сердце отца").
По-моему, Клятва - это не изложение мировоззрения Феанора, это... эээ... маленький кусочек его мировоззрения. Ну, я надеюсь.
Ilwen, потому что о наследии можно говорить, когда есть кому наследовать и что наследовать. Когда у каждого в подсознании и сознании есть мысль о смерти.
А у эльфов такого нет, в Валиноре - особенно.
"Наследник" в смысле "наследник власти" там мелькает, я помню, но оно необязательно общее (право Феанора на власть ой многие оспорили, и не зря), необязательно интуитивное - вот Snow_berry даёт интересную мысль - и вообще нелогичное. Смотри, если убит, допустим, кузнец, его сын же не обязан стать кузнецом? А почему власть передаётся?
Как я уже говорила, это может быть не обязательно смерть, а добровольная смена деятельности, отказ от имущества. Финвэ мог перестать хотеть быть королем и захотеть стать, ну, допустим, поваром. Или вообще "удалиться от дел". То же самое со всякими "сокровищами" - логично отдавать их сыну-дочери (брату-сестре), а не какому-нибудь левому эльфу. Как в ЗиОЭ говорится, у эльфов много времени для всякой деятельности и они могут ее менять.
Вот "наследовать ремесло" - необязательно, как мы видим.
А сокровища сыну-дочери-брату - это же подарки близким, а не наследие. Совсем другая категория.
Не менее логично кидать драгоценности в море
А случай наместничества? Финвэ куда-то уехал/ранен и т.д. - кто будет исполнять его обязанности? Кто будет помогать в управлении, ведь одного короля "на все" не хватит? Это как заместитель у начальника - всегда определяется достаточно быстро.
Вот, скажем, у ваниар Ингвэ практически всё время проводит на Таникветили, а не с народом
Там народ довольно рассеян, Ингвэ не обязательно находиться в самом скоплении. Но когда он нужен - его быстро находят. Не тот случай, имхо (хотя Ингвион и может выступать "наследником" и недаром он ведет войско ваниар, а не кто-то левый).
это же подарки близким, а не наследие. Совсем другая категория.
Все равно, не совсем одно и то же.
А в случае Финвэ в первый раз наместник понадобился аж на этапе Форменоса, до этого такого и не было.
Ингвион может быть "наследником", а может и не быть. Он может быть "герольдом", примерно как Эонвэ.
Именно что не одно и то же. Наследства в Валиноре как категории не было, и не факт, что в Белерианде она сформировалась в полной мере. То есть какие-то вещи да, могли переходить к детям, но вряд ли это было так со всем.
Может быть, нужен.
раз для суда над Турином ждут его возвращения.
Просто дело слишком важное, чтобы решить его без Тингола.
Наследства в Валиноре как категории не было
То-то про "наследников" говорится в прямой речи персонажей...
Имхо, вы тут пытаетесь переписать Толкина вопреки прямым цитатам.
Кстати, для айнур "наследство" и "наследники" - еще более дикая и странная идея, чем для эльфов. Поэтому Моргот не мог ее придумать.
Ещё раз: я не хочу переписывать Толкина. Но я, прости, не вижу в тексте подтверждений того, что а) у эльфов было интуитивное или законодательное понимание того, что сыновья наследуют вещи отца, б) вообще какие-то вещи наследовались от отца к сыну после смерти (особенно в Предначальной-начале Первой Эпохах), в) конкретно на Сильмариллы кто-то смотрел как на наследство от Феанора его сыновьям. Вот Мышь привела реплику Финрода о "праве" и ссылку на это "право" Маэдроса и Маглора; но это скорее исключение, потому что в остальных ситуациях к "праву" никто не апеллирует, да и для самого Финрода это "право" - никоим образом не препятствие для того, чтобы добыть Сильмарилл и не вернуть его сыновьям Феанора. Вопрос - почему; напрашивающийся ответ - потому что наследственное право для эльфов - штука весьма сомнительная и неочевидная даже в том, что касается власти (например, законность притязаний Феанора оспорили очень многие нолдор), а уж во всех остальных вопросах - тем более.
Учитывая, что "прямой речи" в Сильме немного - этого достаточно.
Но я, прости, не вижу в тексте подтверждений того, что а) у эльфов было интуитивное или законодательное понимание того, что сыновья наследуют вещи отца,
Сильмарили опять же.
б) вообще какие-то вещи наследовались от отца к сыну после смерти (особенно в Предначальной-начале Первой Эпохах)
Поскольку смертей было мало, а информации -еще меньше, то это отсутствие цитат - норма. Но, вспомним "штаны Арагорна".
в) конкретно на Сильмариллы кто-то смотрел как на наследство от Феанора его сыновьям.
После его смерти это было воспринято как естественное положение вещей. Никто этому не удивился.
да и для самого Финрода это "право" - никоим образом не препятствие для того, чтобы добыть Сильмарилл и не вернуть его сыновьям Феанора.
Тут вступает в действие "эффект потерянного сокровища", это не означает, что понятия "наследства" у эльфов не было.
потому что наследственное право для эльфов - штука весьма сомнительная и неочевидная даже в том, что касается власти (например, законность притязаний Феанора оспорили очень многие нолдор)
Ага, в пользу Финголфина, другого сына. А не какого-нибудь, к примеру, Махтана.
Вот покажешь мне пример, где бы власть/сокровище передавалось бы "другим лицам" (это если не брать подарки) - то я с тобой соглашусь.
Хейлир, а Хельги, по-моему, не единственный думающий в таком роде. Морваэн тоже, как я помню, выступал за продуманность и т.д. Клятвы.... В общем, точка зрения, что товарищи ляпнули что-то не подумав, а потом разгребались с последствиями всю эпоху и погреблись под ними, не пользуется популярностью... Наверное, потому, что не красит феанорингов.
В общем, конкретно по вопросу Камней - "наследием" они названы только в Лостах. Вообще было бы интересно пройти по текстам поиском на это слово и понять, что им может обозначаться, кроме наследования власти.
kemenkiri,
Вообще было бы интересно пройти по текстам поиском на это слово и понять, что им может обозначаться, кроме наследования власти.
А было бы
Вот и тема для аналитики на лето...