Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Нарготронд
Меня всегда терзал вопрос: почему именно этот город, именно эти эльфы умудрились "дойти до жизни такой". Почему именно верные Финрода совершают наиболее неблаговидные поступки - отрекаются от короля, потом отсиживаются в городе, отравленные стрелы... Откуда это? Откуда такая червоточина, да еще в массовом порядке? Ведь нарготрондцы времен Лейтиан - это примерно на треть те, кто шли через Льды, кто сознательно выбирал короля. Еще треть, наверное - молодежь, родившаяся в мирные годы (примерно от 102 до 400). Молодость - время, когда человек (и эльф, полагаю, тоже) склонен скорее к безрассудству, чем к осторожности-трусости.
И мне подумалось, что суть именно в том, кто пошел за Финродом. Из нолдор - это те, кто искал в Эндорэ не славы, не битв, а жизни. Из синдар, полагаю, те, кто хотел и безопасности, и бОльшей, чем в Дориате, свободы передвижения, более гибкой жизни. Но важнее тут нолдор. Потому что когда встает выбор между походом на смерть и предательством - их вполне себе благие стремления к жизни, а не войне оборачиваются банальной трусостью. Один раз. Ну а потом - по наклонной плоскости. Потому что там были, в сущности, благородные эльдар, но, отказавшись от своего долга (без малейших смягчающих обстоятельств, ибо версия чар явно не канает), они покатились по наклонной очень быстро. Потому что совершают еще одну, роковую ошибку: вместо того, чтобы осознать и признать свою вину, сваливают все на Феанорингов. Которые, безусловно, подлецы, но не нарготрондцам бы требовать их казни. И окончательно точки над i были расставлены, имхо, именно в этот момент.
Гондолин
Вопрос мимоходом. В Гондолине примерно половина населения - синдар. А какой им интерес был уходить с Тургоном? Я могу понять тех, кто жил в Дориате. Я могу понять тех, кто шел на передовую. И даже тех, кто жил в родных лесах. Но уходить с чужим тебе народом в аналогичную Дориату замкнутую систему? Что, кроме глубокой личной преданности правителю, могло позвать их туда?
Обзорам
Меня всегда терзал вопрос: почему именно этот город, именно эти эльфы умудрились "дойти до жизни такой". Почему именно верные Финрода совершают наиболее неблаговидные поступки - отрекаются от короля, потом отсиживаются в городе, отравленные стрелы... Откуда это? Откуда такая червоточина, да еще в массовом порядке? Ведь нарготрондцы времен Лейтиан - это примерно на треть те, кто шли через Льды, кто сознательно выбирал короля. Еще треть, наверное - молодежь, родившаяся в мирные годы (примерно от 102 до 400). Молодость - время, когда человек (и эльф, полагаю, тоже) склонен скорее к безрассудству, чем к осторожности-трусости.
И мне подумалось, что суть именно в том, кто пошел за Финродом. Из нолдор - это те, кто искал в Эндорэ не славы, не битв, а жизни. Из синдар, полагаю, те, кто хотел и безопасности, и бОльшей, чем в Дориате, свободы передвижения, более гибкой жизни. Но важнее тут нолдор. Потому что когда встает выбор между походом на смерть и предательством - их вполне себе благие стремления к жизни, а не войне оборачиваются банальной трусостью. Один раз. Ну а потом - по наклонной плоскости. Потому что там были, в сущности, благородные эльдар, но, отказавшись от своего долга (без малейших смягчающих обстоятельств, ибо версия чар явно не канает), они покатились по наклонной очень быстро. Потому что совершают еще одну, роковую ошибку: вместо того, чтобы осознать и признать свою вину, сваливают все на Феанорингов. Которые, безусловно, подлецы, но не нарготрондцам бы требовать их казни. И окончательно точки над i были расставлены, имхо, именно в этот момент.
Гондолин
Вопрос мимоходом. В Гондолине примерно половина населения - синдар. А какой им интерес был уходить с Тургоном? Я могу понять тех, кто жил в Дориате. Я могу понять тех, кто шел на передовую. И даже тех, кто жил в родных лесах. Но уходить с чужим тебе народом в аналогичную Дориату замкнутую систему? Что, кроме глубокой личной преданности правителю, могло позвать их туда?
Обзорам
Ну, требовать от эльфов верности (или тем более присяги) валар для эльфов, которые видели дай Эру одного Оромэ и то поди не все, все же слишком. Как мне видится они шли за предводителем, и мы не знаем как бы поступили те же нолдор или ваниар останься они без Финвэ или Ингвэ. ИМХО, часть телери ушла в Аман за Ольвэ только потому что Ольвэ у них был впринципе, второй предводитель. И то это, наверняка, была возглавляемая им часть. Но тут можно лишь гадать
Вот я не помню, чтоб в Сильме вообще говорилось о присяге, и присяга эта могла быть совершенно не такой как у людей, не требовать абсолютного подчинения без вопросов и возражений. Потому в Нарготронде и существовал совет и т.д. В том же Гондолине, порядки могли быть жестче. Тургон сказал не выходить из долины. Никто и не вышел. Сказал сбросить Эола со скалы - сбросили и вопросов не задали. Все же присяга очень человеческое понятие, и не у всех королей она могла быть одинакова.
Насчет разницы в присяге - вполне согласна. Но, полагаю, подчинения она все же требовала, иначе какой в ней смысл вообще?
Много букв о присягах
Да, полагаю, в Гондолине могло быть особое законодательство, но не думаю, что оно радикально отличалось от общепринятого эльфийского. Эола казнят за убийство - это кажется логичным. Закрыть город - тоже вполне логичная мера. Вот если бы Тургон потребовал чего-то незаурядного, был бы смысл обсуждать, жестче-не жестче. К сожалению, нет прецедентов(
То есть в этом есть некая высшая предопределенность, не зависящая от желаний части народа, и Ульмо был прав? Может и так
А присяга Гондора все же присяга Гондора, да они наверняка привезли её с Нуменора, но не факт что она взята с присяги эльфов эльфам, а не людей эльфам. И почему бы эльфам не приносить обещание верности земле или своему народу вцелом, а лорду? Если традиция повелась из Амана то там есть и покруче эльфийских лордов силы. Если из Эндоре - вполне возможно, что часть эльфов вообще помнила времена без всяких присяг и для них схожие слова совсем не то же самое, что для многих поколений нуменорцев, гондорцев и вообще людей выросших в абсолютизме и вассалитете.
Полностью поддерживаю такую точку зрения
Да, с присягой эльфа эльфу все неоднозначно, соглашусь. Полагаю все же, что присяга не была связана с государством, разве что в Дориате. Ведь те же верные Феанорингов служили не Аглону или Химрингу, а своему лорду. Так же, как народ Тургона ушел за ним из Виньямара.
Опять же - в Амане явно не было "присяги Валар", а королям не присягали, думаю, потому что не было необходимости. Скорее всего, сложились эти клятвы в первые годы после гибели Древ. Да, они могли сильно отличаться от присяги Гондора (убедили, та - для людей), но, имхо, условия для людей и эльфов были одинаковыми или даже для людей _мягче_. Помните требования, которые Тингол выставил народу Халет? От своих-то он требовал побольше. Но это сугубые домыслы, и я склонна предположить полное равенство перед законом.
часть эльфов вообще помнила времена без всяких присяг и для них схожие слова совсем не то же самое, что для многих поколений нуменорцев, гондорцев и вообще людей выросших в абсолютизме и вассалитете.
Соглашусь. Такие были. Но, полагаю, они все же произнесли их, а значит - нарушать не должны были. И ведь они тоже выросли в идее подчинения власти короля.
я просто подставила отрывочно и подумала, фига себе а еще говорили в Амане рабство ))
"Здесь и сейчас приношу я клятву верности и служения лорду Финроду. Обещаю говорить и молчать, делать и способствовать, идти и стоять непреклонно в нужде или изобилии, в мире или в войне, в жизни или в смерти - только на благо лорда Финрода!"
Как-то совсем не вяжется такое с Финродом
И все же имхо, присяга лорду вполне вероятно могла быть подвинута, когда благополучие вцелом народа стоит под угрозой, вряд ли у эльфов волеизъявление народа конкретного города было = лорду. И тут ведь речь о присяге на верность правителю в целом, а не воинской. Да и даже если взять нуменорскую присягу, там клятва про "только на благо лорду Финроду", если лорд Финрод идет на явную смерть что с войском, что без - это ему точно не на благо, вряд ли присягнувшие так уж неправы отказавшись помогать ему в этом.
Кстати есть пример из Дориата, некоторого неподчинения даже воинской присяге, когда Тингол решил не вступать в Нирнаэтт его военачальники Белег и Маблунг все же отправились в бой. Возможно с разрешением короля, но это явно не ситуация "король сказал - армия сделала", то есть диалог даже на уровне командиров был возможен и можно было добиться исключения из общего решения. Нарготронд мог взять пример таких отношений с Дориата.
Кстати, можно вспомнить калькирующую историю из Мабиногиона про Килуха и Ольвен, где был и антогонист великан Испаддаденн (высотой в 40 метров не иначе), и папашка затребовавший неипическое сокровище за дочу, и принц пришедший к дяде за помощью в добычи этой дочи. Там все пошли за Артуром без вопросов, но против Артура выступить никто бы не посмел, и Артур именно этого разлива позволял себе такое, что Финроду и эльфам было никак не к лицу
про Кархарота точно ) Очень похоже.
Вот я тоже, что воинская присяга эльфов и воинская присяга у кого-то типа Артура - большая разница, в первом случае явно был возможен диалог с королем, если что-то не устраивает или смущает, во втором случае - попробуй пискни. А достигнуть слепой любви своего народа настолько, чтоб он в полном составе очертя голову кинулся куда прикажут - не удавалось даже ваньяр. Была у них как минимум одна исхожденка.
присяга лорду вполне вероятно могла быть подвинута, когда благополучие в целом народа стоит под угрозой, вряд ли у эльфов волеизъявление народа конкретного города было = лорду.
Да я как бы не спорю. Не зря в Нарготронде есть совет, у которого, вполне возможно, голос не только совещательный.
Насчет Белега и Маблунга - они отправились туда с разрешения Тингола с небольшим отрядом (был запрет только присоединяться к войску Феанорингов). То есть, полагаю, диалог был следующим:
"- Голодрим просят помощи, но Дориат не даст войска.
- Государь, а инициативной группе поучаствовать можно?
- Можно, но неофициально, никого из своих воинов принуждать не смейте и ни в коем случае не в войско Феанорингов."
Гэллиан, нет, полагаю, присяга была только для воинов. Сомневаюсь, что для всех, сильно сомневаюсь)
essilt, присоединяйтесь, совершенно необязательно извиняться)
Никто ему подчиниться так же абсолютно, как Артуру, и грудью на амбразуры кинуться, не должен был.
Судя по словам Финрода "нарушайте вы свои клятвы, я же свою не нарушу!" - должны были. Потому что считать его истериком, который требует того, что ему не должны, не могу.
А вот не факт) Сказано, что "ни один из ваниар не присоединился". Значит, либо Эленвэ не чистокровная ваниэ (скажем, один из родителей нолдо), либо, как в случае Индис, жена меняла принадлежность народу (она себя определила как нолдиэ в "Шибболете").
в первом случае явно был возможен диалог с королем, если что-то не устраивает или смущает, во втором случае - попробуй пискни
Здесь соглашусь. Диалог возможен, бесспорно, но позвольте процитировать другой источник: "Вы мой король. Я знаю разницу между тем, чтобы давать советы, и тем, чтобы выполнять приказы. Вы выслушали мой совет, теперь время для приказов."
Или еще проще - сами ваниар решили, кто не с нами тот не ваниа
Честно говоря, это не только эльфийская идея, что правитель народу тоже что-то должен.
Ведь ситуация в Нарготронде - это не ситуация "главнокомандующий сказал, солдат сделал", это ситуация принятия правителем _политического_ решения и несогласия большинства подданых с этим решением. Вот не нужна нам эта война в таком виде прямо сейчас - и всё.
И сравнивать с воинской присягой в Гондоре ли, где в другом месте - странно. Потому что ситуация другая, это не армия, это политика. И да, у эльфов не абсолютная монархия - ближе всего к ней Дориат как раз, но и там не так всё однозначно.
И ещё маленькое замечание по поводу готовности нарготрондцев к усобице с Первым домом прямо в городе. Когда "всё всплыло" и нарготрондцы взялись изгонять К&К сказано, что изгонявшие пылали гневом и только благодаря настойчивости Ородрета не пролилась кровь. Так что были готовы, когда приспичило.
Да и гондолинцы, если вдуматься, внутри своего города на многое были готовы...
А кровь пролить - это да. Если без особого риска. Потому что убить КиК было совершенно нетрудно, ведь их верные тоже отреклись от лордов.
Я так понимаю, что замечание было мне
Ты убиваешь мою веру в эльфийских лордов ;Р Скажи, зачем эльфам, весьма духовно и умственно развитым созданиям, ставить над собой правителей, которые перед народом ни за что не отвечают? Это уже из разряда: "Нафига Гондурасу царь, Гондурас - республика"(с)))
А не повторить, думаю, потому, что в голову не приходило... Возможно, король, беря корону и обещал что-то вроде "править справедливо и милосердно", но если бы в _присяге_ была ответная клятва, имхо, она бы сохранилась до Гондора.
Имхо, очень спорно. Мы вообще понятия не имеем, откуда данная форма присяги пришла в Гондор. Самый вероятный вариант, действительно, из Нуменора. Но между Нуменором и эльфами Первой Эпохи, имхо опять же, разница колоссальная.