Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Я вот задумалась о том, что такое жалость и чем она отличается от сочувствия и милосердия.
Кого можно пожалеть? Инвалида? Побитого котенка? Сироту?
Жалость может унизить?
Жалость - это чувство или она требует действий?

Когда-то в русском языке "жалеть" и "любить" значило одно и то же. Но время идет, и язык меняется. Почему-то часто приходится слышать, что жалость унижает, что жалость гроша ломаного не стоит...
Словарь Ожегова утверждает, что "жалость - сострадание, соболезнование". Не помог.

У меня есть некоторые стойкие ощущения по этому поводу, но сформулировать я их пока не могу. Поясню на примере.
Я готова пожалеть человека, которому больно и плохо, но если он сам в этом виноват - я не стану сочувствовать. Наоборот, человеку в беде я посочувствую, а не пожалею.

Тогда получается, что жалость - это чуть-чуть свысока, с сознания собственного превосходства? Но это не так, не должно быть так.

В общем, я запуталась.

@темы: размышления

Комментарии
06.05.2012 в 00:04

Зомби с мертвыми глазами (с). Позор Дортониона. Латентный триффид.
Тогда получается, что жалость - это чуть-чуть свысока, с сознания собственного превосходства?
Пожалуй, что так и есть. Ведь не зря же говорят "смотреть с брезгливой жалостью". Она может быть отвлеченной и не включать эмоциональную составляющую.
А сострадание, в отличие от жалости, всегда предполагает высокий уровень эмпатии.
06.05.2012 в 07:14

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Дягиль болотный, но ведь не обязательно с брезгливой!
Вот мне тут долго пытались доказать (и почти доказали), что жалость обязательно с любовью, а сочувствие - это суховатая эмоция... В смысле, пожалеть можно только близкого, а посочувствовать кому угодно.
06.05.2012 в 11:48

Зомби с мертвыми глазами (с). Позор Дортониона. Латентный триффид.
naurtinniell, необязательно, ага, но выражение такое существует. А вот "брезгливое сострадание" мне ни разу не попадалось.
Имхо, жалость как раз далеко не всегда идет в комплекте с любовью. Напротив, она может идти в комплекте с раздражением, презрением, снисходительностью и прочими неприятными эмоциями. Опять же фраза: "Я сожалею" может быть дежурной, а с сочувствие и сострадание всегда предполагают движение души, не обязательно облеченное в словесную форму.
06.05.2012 в 17:56

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Дягиль болотный, спасибо за мнение. Пожалуй, вы правы...
Хотя дежурной может быть абсолютно любая фраза, даже "я люблю тебя".
08.05.2012 в 22:28

Мы не можем ждать милостей от судьбы, взять их у неё - наша задача
Да, от жалеть=любить эволюция к жалеть=презирать
08.05.2012 в 22:31

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
tyelpelaure, нет, до "презирать" не докатились, слава Богу...
Ну вот, скажем, брошенного котенка подобрать - это ведь жалость. Или подуть на расшибленную коленку ребенка.
08.05.2012 в 22:58

Мы не можем ждать милостей от судьбы, взять их у неё - наша задача
naurtinniell, это не обязательно жалость. Помощь не всегда с жалостью связана, разве нет?
08.05.2012 в 23:02

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
tyelpelaure, а что это? Да, помочь можно и не жалея, но как назвать вот эти чувства?
08.05.2012 в 23:06

Мы не можем ждать милостей от судьбы, взять их у неё - наша задача
naurtinniell, сочувствие?
08.05.2012 в 23:10

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
tyelpelaure, посочувствовать котенку? оО не по-русски как-то
08.05.2012 в 23:43

Мы не можем ждать милостей от судьбы, взять их у неё - наша задача
naurtinniell, пожалеть тоже можно, но это свысока :)
09.05.2012 в 08:41

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
tyelpelaure, свысока и с презрением - разные вещи.
09.05.2012 в 11:58

Мы не можем ждать милостей от судьбы, взять их у неё - наша задача
naurtinniell, разные до какой-то степени. Собственно, когда пытаются говорить о том, что жалость унижает, говорят об этом. О том, что сходство есть.
09.05.2012 в 13:37

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
tyelpelaure, да, иногда жалость может быть и презрительной, и брезгливой, но по-моему все-таки не всегда.
09.05.2012 в 14:00

Мы не можем ждать милостей от судьбы, взять их у неё - наша задача
naurtinniell, не всегда. Но она _всегда_ отнимает у жалеемого ответственность за себя самого. А помочь можно и не отнимая её.
09.05.2012 в 14:03

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
tyelpelaure, а вот с этим не согласна. С чего бы?
09.05.2012 в 14:15

Мы не можем ждать милостей от судьбы, взять их у неё - наша задача
naurtinniell, значит, это спор о терминах - если ты считаешь, что возможна жалость без этого
09.05.2012 в 14:22

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
tyelpelaure, да, похоже, проблема с терминологией... Труден русский язык.
Да, я считаю, что жалость совсем не обязательно сопряжена как с презрением, так и со снятием ответственности.