Угу, Остапа опять понесло в размышления. По мотивам дикого холивара не фесте, куда я, простите, не лезу принципиально - я уже сказала, что с Анч мне общаться неприятно, и смысла в споре я не вижу. Поэтому я просто выскажусь, наверное, жестко и чересчур принципиально, но увы, как умеем - так и работаем говорим. Я просто изложу ситуацию так, как ее вижу я, попутно выдавая оценки.
Итак, Финвэ, король нолдор, полюбил ткачиху Мириэль. Произошло это уже в Амане, если я правильно помню канон. Полюбили, поженились, родили сына, при этом Мириэль смертельно устала. Как ей это удалось - лично я не понимаю. Ну ладно, примем, что это было объективное чувство, а не субъективное (послеродовый психоз, да просто следствие боли...). Устала, значит. Эльдэ. В Амане. Что в таких случаях делают? Вот пока у меня своих детей нет, я не стану говорить о том, на что способна настоящая мать ради своего ребенка (это если промолчать о том, на что способна любящая женщина ради мужа - что там сотворила Лутиэн? и не устала ведь!)
Итак, Мириэль тяжело, горько и одиноко, от такой печали она оставляет новорожденного сына и любящего мужа и отправляется в Лориэн. То есть это так кажется, что в Лориэн, а на самом деле тихонько умирает и улетает в Мандос. Отдыхать. При этом, если я правильно поняла текст, мужа она не предупреждает! То есть уходит тайком, побоявшись открыто ему сказать, что умирает?
Ладно, Мириэль умерла, Финвэ горюет. Он любит жену и он хочет еще детей (моя испорченность такова, что я не вижу в этом желании ничего дурного!). Он идет к Манвэ с вопросом, суждено ли ему вечное одиночество (чувствуя - возможно, голос орэ? - что Мириэль не вернется). Дальше собирается Совет Валар и формулируется "Статут Финвэ и Мириэль". Поскольку Валар ошибаться не могли - аксиома, которую я не обсуждаю - предлагаю подумать над Статутом внимательно. Брак может быть расторгнут только в том случае, когда один из супругов находится в Мандосе вечно, причем либо на добровольной основе, либо по приговору Намо. Почему было принято такое решение? Потому что несправедливо одному решать за другого: живущему за мертвого или наоборот. Самое частое возражение, которое я слышала: Мириэль была больна, чего вы хотите от тяжело больного чело... эльфа! Отвечаю: если тяжелобольной не верит в то, что он когда-нибудь излечится, то это его право, но может ли он обязать всех плясать вокруг, уговаривая взять себя в руки и понадеяться? Тем более, что для исцеления-то ничего, кроме желания Мириэль, и не нужно! Она не ребенок, не сумасшедшая: она взрослая эльдэ и вправе и в состоянии решать за себя, иначе Намо знал бы, что это не так. Да, правота Намо не обсуждается. А раз Мириэль отдавала себе отчет в своих действиях - все, дорогая, сказав А, не будь Б. Итак, оглашается вердикт, Финвэ на тот момент надеется только на то, что его жена назовет срок ожидания. Мириэль же уверенно говорит, что в Арде для нее нет исцеления. Раз и навсегда.
Валар советуют Финвэ все же не пользоваться дозволением, а ждать. Так что некоторые обвинения в его адрес вполне правомочны, я к ним присоединяюсь вполне. Но желание иметь еще детей и хоть немного личного счастья - тоже аргумент, особенно если учесть, что любимая женщина встала в позу: "Я хочу быть несчастной, мне это так нравится". Ох, как много таких людей вокруг нас, как часто это встречается в жизни...
И вот на сцену выходит Индис. Девушка, всегда любившая Финвэ и молчавшая - никто об этом не подозревал, и прежде всего он сам. И на смену старой любви приходит новая... Да, любовь. Да, в ней есть искажение. Да, брак Индис был шагом вниз. Я требовательна, я хочу от героев святости и осуждаю неидеальные поступки. Собственно, еще одна иллюстрация того, что бывает долг, который выше любви. Да, я противница разводов. И я не считаю, что любовь оправдывает все. Но вина Индис здесь минимальна - Статут провозглашен задолго до ее появления на сцене, к нему она вообще никакого отношения не имеет. Она любит Финвэ, она искренне пытается позаботиться о пасынке, она поддерживает мужа...
Поведение Феанора я обсуждать не буду, известно только то, что он "не питал любви к Индис и ее детям", что, в принципе, ненаказуемо - любить никто никого не обязан. Другое дело, что есть разница между "не питать любви" и "негативным отношением", но я хотела бы отметить тот факт, что про отношение Индис к Феанору ничего не известно. Значит, скорее всего, ничего из ряда вон выходящего в нем и не было - Феанор в тот момент уже далеко не ребенок, в материнской опеке не нуждается. В матери - да, но Мириэль нет, а Индис он сходу принимает в штыки... Нет, ее вины тут нет.
Итак, поскольку на вопрос "Что делать?" отвечать смысла нет, я отвечу на вопрос "Кто виноват?".
Во первых строках, конечно, Искажение.
А если всерьез, то на порядок больше всех - Мириэль. Трусиха, эгоистка и просто безвольная женщина. Неумение думать ни о ком, кроме себя - это у Феанора от нее.
Финвэ тоже не безгрешен, и, в теории, ему стоило бы не умножать Искажение... Но я могу понять и оправдать эльфа, которому хочется нормальную семью, а не ипохондричку и тряпку. Даже если он ее и любит, хотя я в это не верю.
Индис... Я знаю, что есть и ее неправота, но не могу осудить. Все понимаю, все знаю - а не могу. Как не смогу никогда осудить Эленвэ. Не потому, что любовь оправдывает все, а потому, что не знаю, как поступила бы я.

P.S. Чем дальше, тем сильнее меня раздражает Мириэль... Вроде бы она и неплохой эльф, но настолько эгоистична, что слов нет. Или я чего-то не понимаю?